В условиях глубокого структурного кризиса Украина сталкивается с необходимостью серьезного обновления модели экономического развития. Наряду с сельским хозяйством, информационными технологиями, альтернативной энергетикой и прочими направлениями, призванными прийти на смену “традиционным” отраслям, одним из локомотивов будущего роста страны может (и просто обязана) стать индустрия электромобилестроения.
На данный момент уже совершенно очевидно, что массовый переход от традиционных видов транспорта, оснащенных бензиновыми или дизельными двигателями, к электромобилям – лишь дело времени.
Темпы развития технологий растут в геометрической прогрессии, а вопросы экологии волнуют все большее число людей, переходя в плоскость государственной политики. За последние пять лет цена батареи снизилась вдвое, делая данный вид транспорта гораздо доступнее. У моделей высшего ценового сегмента показатель пробега при полном заряде батареи уже перевалил за 400 км. Более того, мировой лидер в производстве электрокаров, Tesla Motors, сообщил о намерениях в ближайшее время вывести на рынок модель с запасом хода более 800 км.
Немалую роль в популяризации электротранспорта играют и внешние стимулы, такие как налоговые льготы, прямые денежные дотации покупателям и прочие блага (бесплатная парковка и/или заправка, движение по дорожным полосам, предназначенным исключительно для общественного транспорта). В частности, компенсация за приобретение электромобиля во Франции составляет 10000 евро, в Эстонии – до 50% (но не более 18000 евро), в Китае – до $18000. В США предоставляют налоговый кредит в $7500.
По данным Auto-Consulting, в 2014 г. у нас в стране было продано 39 новых электромобилей, а уже за два месяца 2015 г. их поставки в Украину превысили прошлогодние показатели. А ведь еще в начале 2014 г. количество электрозаправок в стране исчислялось единицами. Очевидно, осознавая перспективы почти 43-миллионной Украины (без учета Крыма), Tesla Motors уже заявила о планах строительства двух суперчарджеров в стране в следующем году.
Популяризация электромобилей стимулирует их внутреннее производство. При этом надо полагать, что как будущие производители, так и упомянутые энтузиасты адаптируют свои электромобили к непростым климатическим условиям нашей страны.
Энтузиастам электротранспорта приходится находить деньги на покупку автомобилей в условиях фактически полного отсутствия финансирования. Помимо высокой стоимости самих электрокаров, процентные ставки по банковским займам достигают 30-50%.
Добавьте к этому неразвитость инфраструктуры. Согласно данным портала www.plugshare.com, зарядных станций в Украине насчитывается лишь 41, три из которых находятся в собственности физлиц. Сконцентрированы они в основном в Киевском и Западном регионах и являются стандартными, то есть процесс полной зарядки батареи длится 6-8 часов. При этом в Украине пока нет ни одной станции ускоренной зарядки (т. н. суперчарджер – supercharger), способной зарядить батарею машины за 30-60 мин.
Не следует забывать и о том, что технологии слабо проверены в наших климатических условиях (вспомним хотя бы историю со знаменитыми поездами “Хюндай”, застрявшими в заснеженных полях и “спасенными” обычными электровозами советской эпохи). Украина – это, конечно, далеко не Сибирь, но, по данным одного из специализированных Интернет-порталов, емкость батареи падает на 1% при каждом очередном градусе мороза. Таким образом, при -20 град. C мороза дистанция пробега упадет примерно на 20%. И это без учета работающей печки.
А если учесть, что электрокары в среднем на 30-40% дороже бензиновых аналогов, стоит ли удивляться, что в настоящее время в Украине насчитывается не более 300 таких машин, не менее половины которых появились на наших дорогах в 2014-2015 гг. Так что если при текущем развитии событий через несколько лет число электромобилей, проданных в этой стране, достигнет нескольких тысяч, это можно будет считать безумным успехом.
Наконец, еще одним немаловажным моментом может стать дефицит электроэнергии, сложившийся в текущих условиях и предполагающий (при прочих равных условиях) дальнейший рост цен при значительном увеличении объема потребляемой энергии. К примеру, не так давно начальник управления стратегического планирования и развития энергетических рынков Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Валерий Цаплин заявлял, что для украинских энергосетей критическим может стать показатель, когда доля электромобилей составит 5-10% всех частных автомобилей.
Что может сделать государство уже сейчас?
Ответ прост: достаточно убрать все импортные пошлины/внутренние налоги на электромобили, а также их производство и технологии.
На чем основываются данные убеждения?
- Самое главное: Украина попросту ничего не теряет. Фискальный эффект от импорта и регистрации нескольких сотен электромобилей, бегающих по стране, мизерный. Как отмечено выше, в ближайшем будущем электромобили не станут массовым явлением, то есть бюджет не понесет потери за счет того, что собственники автомобилей массово пересядут на льготную электрику.
- Рост числа электромобилей повлечет за собой расширение сети электрозаправок, особенно в крупных городах и вдоль основных трасс. Прогрессивные города будут централизовано внедрять суперчарджеры, располагаемые вдоль линий метрополитена, на местах трамвайных депо и пр. Это будет способствовать занятости среди населения и, как следствие, росту совокупного спроса. Даже в условиях резкого роста цен на электроэнергию стоимость эксплуатации электромобилей останется в разы меньше, нежели аналогичный показатель машин, оснащенных двигателем внутреннего сгорания.
- Наконец, популяризация электромобилей стимулирует их внутреннее производство. При этом надо полагать, что как будущие производители, так и упомянутые энтузиасты адаптируют электромобили к непростым климатическим условиям нашей страны.
- Более того, высокая экспортная составляющая в будущем производстве электромобилей потребует ускоренного развития электротехнической отрасли, а также значительного повышения качества сырья и полуфабрикатов, производимых в Украине, что, в свою очередь, стимулирует спрос на них вне рынка электромобилей, придав еще больший стимул экономическому росту.
- Еще один не менее важный аргумент – выраженный позитивный эффект на платежный баланс страны. При этом совершенно очевидно, что уже через год-два после либерализации рынка объем экономии на импорте нефтепродуктов может во много раз превысить отток средств за счет резкого роста спроса на зарубежные электромобили. По словам представителей профильных ведомств, Украина импортирует около 70% бензина и 80% дизельного топлива. Согласно же данным Укрстата, за 2014 г. импорт нефти и нефтепродуктов составил около $7 млрд (53% дефицита нашего платежного баланса за аналогичный период).
Депутаты приняли в первом чтении два законопроекта, предусматривающие отмену импортной пошлины, а также НДС и акцизного сбора на транспортные средства с электрическими двигателями, ввозимые на территорию Украины (законопроект №1674 и №1912 соответственно). При этом, согласно законопроекту №1912, освобождение от уплаты НДС и акцизного сбора действует до 1 января 2020 г.
Что дадут законопроекты в случае принятия?
Расчетная стоимость
импортного электромобиля (пример) |
Сейчас | Законопроекты №1674 и №1912
(приняты в первом чтении 21.05.2015 г.) |
Инвойсная стоимость + доставка | $30000 | $30000 |
Таможенная пошлина + доп. импортный сбор | $3900-4500 | – |
(в случае если будет отменен
дополнительный импортный сбор 5%) |
||
Акциз | $125 (109 евро) | – |
НДС | $6805-6925 | – |
Итого | $40830-41550 | $30000 |
Действие нулевых ставок импортной пошлины распространяется на легковые электромобили (группа 8703 Таможенного тарифа), троллейбусы, мопеды и электрокары, предназначенные для транспортировки радиоактивных веществ (то есть, к сожалению, не затрагивают автобусы и коммерческие грузовики). Аналогичным образом нормы относительно освобождения от уплаты НДС и акцизного сбора распространяются лишь на легковые электромобили.
После окончательного утверждения и введения в действие данных инициатив следующими шагами могли бы стать, например, освобождение услуг такси от обложения НДС (соответствующий законопроект №2132 был подан в Верховную раду 13.02.2015 г.), налоговые льготы на импорт и производство батарей, льготы на использование/производство/сборку электромобилей на территории Украины и прочие меры стимулирования. Наконец, дополнительного решения, на наш взгляд, все же требует вопрос разделения (с точки зрения украинского законодательства) электромобилей на электрокары в чистом виде и гибриды.
Остается надеяться, что все эти идеи (или хотя бы некоторые из них) найдут понимание среди законодателей, став при этом лишь первым шагом в поддержку рождения новой отрасли промышленности Украины.
Согласно действующему законодательству, таможенная пошлина на электромобили варьируется в 8-10%, дополнительный импортный сбор составляет 5%, плюс акциз (109,129 евро) и НДС (20%). В итоге электромобиль с начальной (инвойсной) стоимостью $30000 дорожает до примерно $41000. (Сергей Ягнич, начальник управления корпоративных финансов “УкрСиббанка” BNP Paribas Group/Forbes Украина/Машиностроение Украины и мира)