С 2016 г. в Украине решением Верховной Рады отменены все дополнительные импортные сборы, в том числе и на автомобили (около 5%). Кроме того, в этом году новую компенсационную пошлину (10,41-17,66%) будут взимать с автомобилей, экспортируемых из Российской Федерации. А транспортные средства, которые не отвечают экологическому стандарту Евро-5, вообще запретили ввозить в Украину.
Самый разнообразный металлопрокат – алюминиевый, титановый, бронзовый, медный, латунный – реализует компания «Ростехком». Его с удовольствием приобретают предприятия оборонной промышленности, заводы по обработке металлов, машиностроительные заводы и предприятия цветной металлургии, потому что знают: металлопрокат Екатеринбурга – это высокое качество при разумных ценах.
Дешевых машин из Европы не будет. С 1 января Украина в рамках соглашения о Зоне свободной торговли отменила пошлины на товары из Европейского союза. Как рассказала директор по научной работе Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан, с целью защиты украинского автопрома, пошлина на европейские иномарки сохранится. Только со второго года действия ЗСТ (с 2017 г.), ее начнут снижать на 1% ежегодно.
Но даже со следующего года, когда пошлины на машины из ЕС снизят на 1%, будет действовать квота в 45 тыс. автомобилей. Если европейские автопроизводители будут продавать больше машин, чем предусмотрено квотой, за каждую следующую иномарку придется платить пошлину в полном объеме.
“ЗСТ предусматривает и пошлины на те автомобили, которые производятся в Украине и могут экспортироваться в Европейский союз. Это будет мешать любому производителю, потому что автомобили, собранные в Украине, будут неконкурентоспособными на рынке ЕС”, – говорит директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Украинцы изменений в ценах на европейские машины не почувствуют и через несколько лет. Стоимость новой машины формируется из цены завода-изготовителя, сбора при первой регистрации, НДС, акцизного сбора, пошлины и отчисления в Пенсионный фонд. Для европейских производителей изменится всего лишь одна составляющая цены – пошлина. При этом меняться она будет медленно. На данный момент размер пошлины для автомобилей составляет 10%, соответственно, через два года будет 9%. Учитывая девальвацию гривни, украинцы изменений не почувствуют.
Кроме того, с 1 января запрещен ввоз автомобилей, не отвечающих экологическим требованиям стандарта Евро-5, который стал обязательным в Европе с сентября 2009 г. А, как отмечают эксперты, автомобили, соответствующие этому стандарту, стоят дороже.
Евро-5 – экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, обязателен для всех новых грузовых автомобилей, продаваемых в Евросоюзе, с октября 2008 г. и для всех легковых авто – с 1 сентября 2009 г. Нормы по выбросам: СН – до 0,05 г/км, CO – до 0,8 г/км и NOy – до 0,06 г/км.
Машины из России подорожают. С 3 января в Украине ввели компенсационную пошлину (10,41-17,66%) на все машины, произведенные в Российской Федерации. Как говорится в сообщении Межведомственной комиссии по международной торговле, в 2011-2014 гг. Россия субсидировала производителей машин на своей территории. Дешевые автомобили из РФ, которые продавались в Украине, влияли на стоимость машин отечественного производства – цены не росли.
Комиссия для того, чтобы защитить украинских производителей, приняла решение на пять лет ввести компенсационную пошлину на машины, ввезенные из РФ.
Корпарации “Соллерс – Дальний Восток” (УАЗ, Isuzu, SsangYong) придется платить компенсационную пошлину в Украине в 17,66%, АвтоВАЗу – 14,57%, другим производителям (автоконцерны Hyundai, Ford, Renault-Nissan, Volkswagen) – 10,44%.
“Я бы понял, если бы ввели пошлины против АвтоВАЗа, но почему начинать торговую волну с Renault? Например, калининградский BMW, калужский Peugeot, московский Renault и др. – они все принадлежат европейским, японским, американским заводам-производителям. Эта логика мне не очень понятна”, – говорит Олег Назаренко.
Если российские производители автомобилей станут неконкурентоспособными в Украине в результате введенных пошлин и уйдут с рынка, это, как отмечает эксперт, может негативно отразится на всем рынке.
“У нас все влияет на рынок, но в разной степени. Теоретически можно ожидать, что если выбивают конкурента, меняется и цена на другие автомобили. Если много конкурентов, они демпингуют и потребителю от этого выгодно. Если российский производитель уходит с рынка, значит, конкурентная среда становится меньше. В таком случае растут цены”, – говорит гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
Упавший рынок и старение автопарка. Новые условия импорта российских и европейских машин незначительно повлияют на уровень продаж, сообщил глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его словам, рынок и так обвалился на 77% по сравнению с 2014 г., и его рост пока не ожидается из-за экономических трудностей в стране. Из-за высоких пошлин на зарубежные автомобили их ввозят не много. К примеру, растаможка машины стоимостью $15 тыс. стоит, включая уплату акциза и НДС, более 10 тыс.
Эксперты также указывают на то, что нехватка средств на покупку импортных новых и подержанных авто с небольшим пробегом может привести к старению украинского автопарка. Между тем, по данным группы Auto-Consulting, средний возраст легкового автомобиля в Украине уже в 2014 г. составлял 18-19 лет.
Какие машины могут подешеветь. В то время как российские автомобили подорожают, б/у иномарки, согласно законопроекту №3251, могут значительно подешеветь. Акцизный сбор, который на данный момент действуют на поддержанные иномарки, предлагают приравнять к тому, который платят за новые автомобили. Акцизный налог на новый легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом 1,5-2,2 л составляет 0,276 евро/куб. см, а на 4-летнюю машину с такими же параметрами – 1,643 евро/куб. см.
В ассоциации “Укравтопром” уверены, если законопроект примут, это будет очередной “удар” по украинскому производителю. “Если наша Верховная Рада это примет, она поспособствует свертыванию производства украинских автомобилей вообще”, – говорит вице-президент ассоциации Ефим Хазан.
Кроме того, в конце прошлого года Рада отменила импортный сбор на автомобили и составные части в 5%. В результате чего часть автомобилей, соответствующих стандарту Евро-5, может подешеветь на 3-4%, считает Олег Назаренко. В то же время отмена импортного сбора компенсирует подорожание автомобилей Евро-4, ввоз которых с этого запрещен. “С этого года ввозятся только Евро-5 автомобили, они дороже, чем Евро-4. Цена на них может вырасти на $200-500, но как раз это может компенсироваться за счет отмены импортного сбора”.
Во Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров уверены, в 2016 г. ситуация на автомобильном рынке практически не изменится.
По данным “Укравтопрома”, лидером продаж минувшего года стал японский брэнд Toyota, продажи автомобилей которого сократились на 52% и составили 4,903 тыс. машин.
Вторая позиция у французского Renault с объемом продаж 4,215 тыс. ед. и снижением к 2014 г. на 20%. Третье место у Запорожского автомобилестроительного завода – за год автомобилей “ЗАЗ” продано 2,868 тыс. (на 64% меньше, чем в 2014 г.), и ЗАЗ сумел удержать позицию 2014 г. в рейтинге продаж.
По данным организации, в декабре 2015 г. в Украине продано 5,419 тыс. легковых автомобилей, что на 29% меньше, чем в декабре-2014, но на 5% больше, чем в ноябре-2015.
2016-й – год электромобилей? 2016 г. станет годом начала беспошлинного ввоза электромобилей в Украину. Парламент страны отменил пошлины на их импорт еще в октябре 2015 г. Целью этой меры было названо “обеспечение энергетической независимости Украины, упрощение доступа украинского населения к новейшим разработкам и технологиям, улучшение качества и уменьшение стоимости пассажирских перевозок в стране, создание предпосылок для уменьшения стоимости и популяризации электромобилей”.
Что это означает на практике? Самый популярный электромобиль по итогам 2015 г. – Nissan Leaf – при начальной стоимости 16 тыс. евро на сайтах украинских автодилеров ранее возрастал в цене после растаможивания, взимания акциза и налога на добавленную стоимость еще на 4500 евро.
Теперь его можно будет купить на Украине за те же 16 тыс. евро, но уже с учетом уплаты НДС и акцизного сбора, подсчитали в ВААИД. “Рынок электромобилей – это наше будущее. В 2016 г. мы будем импортировать если не тысячи, то уж точно сотни этих машин”, – уверен президент ВААИД Олег Назаренко.
В 2015 г. в Украине уже было продано около 900 автомобилей Nissan Leaf и еще около ста электромобилей класса “люкс” Tesla Model, цена которых у автодилеров начиналась с 65 тыс. евро, сообщил глава компании Tesla club Ukraine Назар Шимоне-Давида. По его словам, хотя стоимость электромобиля несколько выше, чем его бензинового собрата, она вполне конкурентная. “К этой цене прилагается приятный бонус в виде 53 зарядных станции, которые мы построили к настоящему времени от Харькова на востоке и до Ужгорода на западе страны. Зарядка на этих станциях остается бесплатной для конечного потребителя”, – добавил Шимоне-Давида.
Между тем спрос на новые, более экологичные авто, учитывая экономический кризис, пока падает, констатируют эксперты. (Сегодня/Deutsche Welle/Машиностроение Украины и мира)