Наступивший год обещает быть годом перемен на рынке ОСАГО. Уже весной заработает, правда, пока как пилотный проект, механизм прямого урегулирования. Это означает, что в случае ДТП потерпевший будет получать возмещение в той страховой компании, где он покупал полис, а уже страховщики будут между собой разбираться, кто кому и сколько должен. Пока Моторное (транспортное) страховое бюро Украины – МТСБУ – прорабатывает технические детали.
Манильская пенька, или абака – природное волокно родом из Филиппин и Молуккских островов. Добывается оно из растения, которое называется текстильный банан, и используется для изготовления крученых веревочных изделий. Как сообщает источник, ООО «Канатмаркет» делает из этого волокна манильский канат, который очень прочный и устойчив к повреждениям, разрывам и поражению плесенью. Купить канат манильский можно на сайте компании.
Сейчас потерпевший должен требовать возмещение у страховщика, где покупал “автогражданку” виновник ДТП. Такая система не стимулирует автолюбителей ответственно подходить к выбору СК. Действует принцип “купить подешевле”.
Если же за возмещением придется обращаться в ту же компанию, которую сам выбрал, тогда водителю придется задуматься при выборе партнера.
Предварительное согласие участвовать в пилотном проекте дали 17 компаний, на долю которых совокупно приходится более 50% рынка ОСАГО.
Это СК “Оранта”, “АХА страхование”, “PZU Украина”, “Универсальная”, “Аска”, “Инго Украина”, “Провидна”, “Ильичевское”, “Арсенал страхование”, “Княжа”, “Уника”, Украинская страховая группа, “Краина”, ВУСО, “Просто страхование”, “Аско Донбасс северный”, “Кредо”.
В идеале к системе прямого урегулирования должны подключиться все страховщики. Сделать это можно на уровне закона, однако у депутатов страховой рынок находится далеко не в числе приоритетных. В итоге, участникам рынка приходится надеяться только на собственные инициативы.
“С разворачиванием системы прямого урегулирования мы сможем конкурировать с помощью качества сервиса. Сейчас конкуренция исключительно ценовая”, – считает вице-президент СК “АХА страхование” Максим Межебицкий.
В МТСБУ рассчитывают, что после старта пилотного проекта к нему подключатся СК, которые пока присматриваются к коллегам и оценивают возможные риски. “Окончательное решение мы еще не приняли. Будем учитывать не только теоретический опыт авторов проекта, но и практический опыт топ-менеджеров нашей компании, которые видели становление таких проектов в странах ЕС”, – говорит директор департамента СК “Альфа-страхование” Александр Ваховский.
Самостоятельно страховщики начали работу и над внедрением электронного полиса: восемь СК изъявили желание протестировать нововведение.
Это позволит бороться с “черными” брокерами и недобросовестными фирмами, которые продают полисы ОСАГО зачастую с огромными скидками – до 50% – даже после отзыва лицензии или введения в СК временной администрации.
В МТСБУ подсчитали, что по итогам 11 месяцев 2015г. страховщики потеряли 104,7 тыс. бланков полисов ОСАГО – 2% от общего количества заключенных договоров. Еще 5% бланков считаются испорченными.
“Рост количества утерянных бланков в 2015 г. объясняется их потерей на неконтролируемых Украиной территориях АРК, части Донецкой и Луганской областей. К сожалению, “черные” брокеры до сих пор продают их клиентам”, – объяснил генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.
Не вернули бланки СК “Гарант-авто” (в компанию введена временная администрация) и “Украина” (компанию исключили из бюро). “У них осталось около 45 тыс. бланков”, – подсчитал Шевченко.
Ряд мер МТСБУ предприняло и для улучшения платежной дисциплины страховых компаний. Страховщики, у которых уровень выплат меньше 35%, должны платить дополнительный взнос в фонды бюро. “Нашей целью было снижение сроков страхового урегулирования и подталкивание страховщиков к самоконтролю, чтобы не допускать занижения страховых выплат”, – объяснил Шевченко.
Взнос начал взиматься с апреля 2015 г. Сначала его платили все компании, у которых уровень выплат был ниже 40%. Потом показатель снизили до 35%. Под санкции попали 38 СК, а по итогам октября их осталось всего 18%.
Страховщики считают, что механизм полностью себя оправдал. “Именно благодаря его внедрению удалось удержать ситуацию на рынке под контролем до принятия изменений в закон”, – считает Межебицкий.
В МТСБУ подсчитали, что средний срок урегулирования страховых событий уменьшился до 82 дней. “67% дел урегулированы в установленный законом срок – до 90 дней. В 2014 г. таких было только 35,1%”, – говорит Шевченко.
Средняя сумма выплаты по ущербу имуществу выросла на 23,5% – с 10,1 тыс. грн. до 12,4 тыс. грн., а по ущербу жизни и здоровью – на 66,5% – с 7,1 тыс. грн. до 11,8 тыс. грн. За десять месяцев 2015 г. СК выплатили потерпевшим 875 млн. грн., что на 8,1% больше, чем за такой же период 2014 г.
Более сознательно страховщики стали подходить к ценообразованию. В МТСБУ подсчитали, что средний размер страховой премии в 2015 г. вырос до 416 грн. с 313 грн. годом ранее. “Увеличение премии вызвано применением повышающих коэффициентов большинством компаний”, – объясняет Шевченко.
В результате ситуация в сегменте ОСАГО улучшается. “Уменьшилось количество жалоб на страховщиков, улучшилась финансовая дисциплина. Однако эти изменения пока косметические. Чтобы радикально улучшить ситуацию на рынке, нужно внести поправки в закон об ОСАГО”, – говорит Межибицкий.
Количество отказов в выплате возмещений уменьшилось двое: за десять месяцев 2015 г. страховщики отказали в выплате 3147 клиентам, это всего 4,26% от общего количества страховых случаев.
Потерпевшие стали реже жаловаться на страховщиков: количество жалоб упало на 35%. Чаще всего клиенты недовольны затягиванием выплаты – 84% жалоб, отказом в возмещении – 7%, несогласием с размером компенсации – 8%.
Страховщики признают: изменения происходят не так быстро, как хотелось бы. Например, СК по-прежнему занижают выплаты, остаются СК, которые работают по принципу “пирамиды”, выплачивая возмещение за счет новых премий, не удалось побороть демпинг, на рынке работают “черные” брокеры.
“Массового ухода с рынка “нерыночных” СК не наблюдается. Конкуренция со стороны таких компаний высокая, поэтому эффект еще не заметен, но хочется верить, что поставленная цель будет достигнута”, – говорит начальник управления транспортного страхования СК “Альфа-страхование” Ольга Кулик.
Одним из разочарований года стал отказ Государственной регуляторной службы повысить максимальные лимиты по ОСАГО в два раза. Сейчас потерпевшие могут рассчитывать максимум на 50 тыс. грн. компенсации за вред имуществу и 100 тыс. грн. – жизни и здоровью потерпевших.
Нацкомфинуслуг предлагала повысить их до 100 тыс. грн. и 200 тыс. грн. соответственно. Согласно действующему законодательству, комиссия может распоряжением менять эти лимиты, если в этом есть необходимость. Однако в службе посчитали такое повышение противозаконным.
Более того, по мнению чиновников, повышение лимитов должно сопровождаться повышением тарифов. Участники рынка и регулятор с этим не согласны.
Расчеты показывают, что работать прибыльно можно и при действующих тарифах. Однако переубедить регуляторную службу не удалось: там уверены, что все изменения нужно вносить через Верховную Раду.
Правда, поддержки депутатов страховщикам придется ждать долго. Только в 2015 г. в парламенте было зарегистрировано четыре законопроекта, которые касались рынка “автогражданки”. Два из них появились в декабре.
Авторами первого документа стали бывший и. о. главы Нацкомфинуслуг, а теперь секретарь парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Максим Поляков, глава подкомитета по страхованию Александр Жолобецкий, члены комитета Денис Дзензерский и Павел Ризаненко.
Депутаты предложили повысить максимальный размер выплат по ущербу имуществу до 1 млн. евро, как того требует евродиректива, а по ущербу жизни и здоровью потерпевших – до 5 млн. евро.
Среди прочих нововведений – внедрение электронного полиса, запуск прямого урегулирования и разрешение начинать выплаты потерпевшим за счет средств фондов МТСБУ сразу после отзыва лицензии страховщика или после начала процедуры банкротства.
Эту инициативу участники рынка обсуждают не первый год. Сейчас получить возмещение за счет фондов МТСБУ можно только после завершения процедуры ликвидации страховщика, а этот процесс может затянуться на годы.
Например, только в 2015 г. МСТБУ начала выплаты потерпевшим по долгам СК “Авионика”, которая была признана банкротом в 2012 г., и СК “Лафорт”, которая ушла с рынка ОСАГО в 2013 г.
Кроме того, депутаты согласились переложить контроль над действиями МТСБУ на самих страховщиков – членов бюро и Нацкомфинуслуг. Они исключили из перечня руководящих органов МТСБУ коордсовет, в который входят депутаты.
На самом деле обсуждение, нужен ли коордсовет, длится не первый год.
Руководство МСТБУ неоднократно обвиняло депутатов в давлении при принятии решений, а также в использовании админресурса. Депутаты же настаивали на том, что “автогражданка” – социальный вид страхования, поэтому отдавать его в полное управление страховщикам нельзя.
Примечательно, что аудиторы Delloite, которые в 2014г. проверяли бюро, настаивали на ликвидации коордсовета.
В 2015 г. конфликт между депутатами и страховщиками достиг апогея, и участники рынка в марте отозвали представителей из этого органа. С тех пор его функции выполняет Нацкомфинуслуг.
Зарегистрированный в начале декабря 2015 г. законопроект согласовали все страховые ассоциации. Однако спустя две недели в Верховной Раде появился еще один документ – авторства главы комитета Сергея Рыбалки.
Ключевые положения в нем остались те же, разве что лимиты предлагалось повышать поэтапно до 8 млн. грн. и 16 млн. грн. соответственно к 2022 г.
Правда, автор документа предложил сохранить коордсовет в качестве надзорного органа. Чтобы избежать обвинений, он не прописал в законопроекте, сколько человек будет в совете и кого они будут представлять. Эти моменты предлагается прописать в уставе МТСБУ. (Виктория Руденко, журналист FinClub/epravda.com.ua/Машиностроение Украины и мира)