Согласно IDC, в 2011 г. отгрузки серверов на мировой рынок выросли на 4,2% до 8,3 млн. шт. (по оценке Gartner, на 7% до 9,5 млн. шт.), в то время как в стоимостном выражении рынок вырос на 5,8% до $52,3 млрд. (по оценке Gartner, на 7,9% до $52,8 млрд.).
Как полагает вице-президент Gartner Дж. Хьюитт, “рост мирового серверного рынка в 2011 г. был обусловлен строительством гигантских центров обработки данных и взрывным ростом клиентских устройств, таких как смартфоны и планшеты, открывающие доступ к веб-контенту”.
В 2011 г. мировой рынок серверов вырос на 5-8% в стоимостном выражении за счет строительства дата-центров для потребительских веб-сервисов, доступных через портативные устройства. В России ситуация отличалась, так как в инфраструктуру вкладывались в основном государственные структуры и аффилированные с государством организации, при этом в стоимостном выражении рынок увеличился почти в 1,5 раза. На этом фоне достаточно уверенно действовали отечественные сборщики серверов.
В России 2011 г. также оказался успешным для продуцентов серверного оборудования. Расходы потребителей на серверы стандартной архитектуры составили около $900 млн., при этом в Россию в 2011 г. было поставлено 157 тыс. серверов x86.
Как подсчитали эксерты IDC, в стоимостном выражении этот сегмент вырос на 45%, а расходы потребителей на прочие серверные архитектуры увеличились на 20% и превысили $330 млн.
Аналитики прогнозируют, что на российском рынке будет расти спрос на недорогие серверы стандартной архитектуры, что связано не только с потребностями СМБ, но и строительством крупных ЦОД, где необходимы простые однотипные решения. Но в целом в 2012 г. рост серверного рынка замедлится, так как отложенный спрос больше не будет оказывать на него воздействие.
Однако следует отметить, что российские компании достаточно уверенно чувствуют себя на рынке. Если говорить о серверах стандартной архитектуры, то доля российских сборщиков увеличилась на 1,1%. По мнению руководителя программы исследований IDC А. Загнетко, укрепление позиций российских поставщиков было связано с реализацией государственных заказов, многие из которых вызывают сомнения “с точки зрения тендерной процедуры и последующего использования оплаченного оборудования”.
Выручка ведущих мировых продуцентов серверов в 2010-2011 гг.
I | II | III | IV | V | |
Всего | 52266 | 49395 | 100 | 100 | 5,8 |
IBM | 16456 | 15342 | 31,5 | 31,1 | 7,3 |
HP | 15301 | 15388 | 29,3 | 31,2 | -0,6 |
Dell | 7,814 | 7106 | 15,0 | 14,4 | 10,0 |
Oracle | 3215 | 3204 | 6,2 | 6,5 | 0,3 |
Fujitsu | 2516 | 2197 | 4,8 | 4,4 | 14,5 |
Прочие | 6964 | 6159 | 13,3 | 12,5 | 13,1 |
Примечание. I – выручка в 2011 г., тыс. $; II – выручка в 2010 г., тыс. $; III – рыночная доля в 2011 г., %; IV- рыночная доля в 2011 г., %; V – рост выручки в 2011 г. относительно 2010 г., %.
Источник: IDC, 2012 г.
С таким мнением не согласен президент компании Depo Computers (крупнейший российский поставщик серверов) С. Эскин, Depo удается сохранить долю на рынке за счет быстроты поставок, кастомизации продуктов, конкурентоспособных цен, взвешенного инжиниринга продуктов и решений под конкретные бизнес-задачи. По данным компании, совокупная доля российской серверной продукции по итогам 2011 г. составила 35%, из них около половины пришлось на Depo. IDC приводит другие данные: три крупнейших отечественных сборщика – компании Depo, Krafway, Acquarius вместе заняли 17,5% рынка. По мнению А. Загнетко, прогноз на будущее для российских компаний не самый оптимистичный, так как “долгосрочный тренд все же свидетельствует об укреплении позиций крупных международных компаний и консолидации рынка. Однако, если ведущие продуценты, такие как HP и IBM, достаточно быстро восстановили динамику продаж после пика финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., то российским игрокам сделать это было сложнее по ряду организационных причин.
При этом крупные отечественные сборщики лишь в 2011 г. приблизились к своим докризисным показателям и, соответственно, заметно увеличили рыночную долю по сравнению с 2010 г. В то же время более мелкие и “нишевые” российские продуценты часто испытывают большие трудности, а некоторые, по сути, уходят с рынка”.
В свою очередь С. Эскин считает, что отечественные поставщики серверов будут успешно развивать бизнес, так как “в их планы по продаже комплексных решений и проектов продажа серверов входит как обязательный элемент, так как данное устройство является одним из важнейших элементов решений, например, таких, как Depo Cloud для построения “облака”. При этом уже сегодня весь серверный ряд адаптирован (90%) или создан специально (10% продуктов) под развертывание виртуализации, что делает серверные разработки еще более привлекательными для развивающихся компаний. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)