Говоря о связях машиностроения УССР как составляющей тоталитарной державы, мы, конечно, в первую очередь имеем в виду индустриальный комплекс Российской Федерации, где было сосредоточено ядро принятия решений централизованной экономики, основные потребители продукции украинских промышленников, их главные партнеры и поставщики. Эхо коллапса двадцатилетней давности до сих пор звучит в публичных дискуссиях на тему того, представляет ли собой наше машиностроение лишь фрагмент производственных циклов российского промышленного комплекса или же украинские предприятия могут существовать самостоятельно и даже диктовать условия бывшему сюзерену.
Беглый взгляд на состояние дел в отраслях показывает, что последнее пока является скорее желаемым, чем действительным, а в отдельных случаях – “полная деградация” и “упадок” – наиболее емкие характеристики для обозначения их истории на этапе независимости. Но не стоит забывать, что негоже к субъектам малой рыночной экономики подходить с меркой имперских масштабов, тем более что задачи и амбиции тех дней вряд ли соотносятся с сегодняшними. По крайней мере, достижения количественных показателей – тонн отлитой стали, тысяч спущенных на воду кораблей, кубометров изготовленного бетона – уже никогда не будут ставиться во главу угла, справедливо уступив место индикаторам качества. (Экономические известия/Машиностроение Украины, СНГ, мира). (Подробнее читайте в журнале Машиностроение Украины»)