Мировой рынок бизнес-джетов оказался в самой сложной за последние 15 лет ситуации. Только в прошлом году продажи новых реактивных самолетов для деловой авиации сократились почти на 15%, до 763 штук. А с начала кризиса этот показатель снизился почти вдвое. Из “большой шестерки” крупнейших производителей бизнес-джетов рост поставок зафиксировали только три компании – Dassault, Embraer и Gulfstream. Абсолютную положительную динамику показала лишь Dassault. Эта компания единственная из производителей административных самолетов смогла увеличить продажи – как в натуральном, так и в денежном выражении.
В общей сложности Dassault в 2010 г. поставила клиентам 95 бизнес-джетов на $3,9 млрд. Это почти на четверть больше, чем годом раньше. Удивительно, но на показатели Dassault не повлияло даже то обстоятельство, что она лишилась одного из крупнейших клиентов – авиакомпании NetJets, которая аннулировала заказ сразу на 65 лайнеров общей стоимостью $3,8 млрд. Впрочем, многие эксперты сходятся во мнении, что результат Dassault вполне закономерен.
По словам руководителя сектора анализа и стратегий агентства Upcast Алексея Королева, большинство бизнес-джетов, выпускаемых Dassault, находятся в самом верхнем ценовом сегменте, который в наименьшей степени пострадал от кризиса. Например, количество заказов на флагманскую модель компании Falcon 7X стоимостью более $50 млн. уже перевалило за две сотни. Этот лайнер, способный перевозить до 15 пассажиров на расстояние 11 тыс. км, оснащается электродистанционной системой управления, что делает его одним из лучших в своем классе и, как следствие, особенно популярным среди глав государств и крупных корпораций в Азии и Европе. Не исключено, что именно поэтому Управление делами президента РФ в прошлом году закупило сразу два Falcon 7X для спецотряда “Россия”. Но, несмотря на все эти успехи, руководство Dassault весьма сдержанно оценивает перспективы. “Мы все еще находимся в фазе кризиса, поэтому нам придется продолжать сокращать издержки”, – заявил исполнительный директор Dassault Aviation Шарль Эдельстенн. Буквально на днях компания приняла решение свернуть производство сразу двух моделей – 900DX и 2000DX, которые начали эксплуатироваться около 5 лет назад. Выпуск этих лайнеров экономически не оправдан ввиду крайне низкого уровня продаж: в прошлом году было поставлено всего три 900DX и один 2000DX. (Эксперт/Машиностроение Украины) (Подробнее см. в журнале «Машиностроение Украины»)