Машиностроение Украины и мира

Япония: продуценты судов обеспокоены натиском конкурентов

По данным японской печати, завод Mitsubishi Heavy Industries (MHI, Нагасаки) и десятки других судоверфей в Японии будут обеспечены работой до 2012 г., а затем им грозит кризис, так как приток заказов в отрасль с 2008 г. существенно сократился. Быстрое развитие судострооения в Республике Корея и КНР может в ближайшие годы привести к тому, что мировые мощности по производству судов вдвое превысят спрос на эти транспортные средства.

Проблема выживания в таких условиях беспокоит всех продуцентов судов в мире. В Японии она усугубляется структурной слабостью отрасли, из-за которой последняя еще 10 лет назад стала уступать по конкурентоспособности южнокорейскому судостроению. По данным исследовательской компании Clarkson Research Services, в III квартале 2010 г. доля Японии в мировых отгрузках судов, выраженных в “уравнительных” брт, составила 18%, тогда как КНР – 38% и Республики Корея – 34%; для Европы этот показатель равнялся 7%.

Аналитики компании Merrill Lynch Japan Securities считают, что перспективы для судостроительных фирм Японии очень неблагоприятные и страна, подобно Европе, может стать малозначимым продуцентом судов. Как и многие другие отрасли, судостроение в Японии является крайне раздробленным, тогда как в Республике Корея оно сосредоточено в руках небольшого числа фирм, что дает последним возможность добиваться лучших для них условий контрактов с поставщиками стали.

В КНР же крупные судостроительные группы China State Shipbuilding и China Shipbuilding Industry могут пользоваться таким важным преимуществом, как значительно более дешевая, чем в Японии, рабочая сила, а ведь именно этот фактор позволил последней после Второй мировой войны победить европейских конкурентов.

В настоящее время японским поставщикам судов помогает их длительное сотрудничество с такими лояльными покупателями их продукции, как судоходные компании NYK Line, K Line и MOL, на которые приходится около 45% всех заказов, получаемых отраслью со стороны внутреннего рынка. Однако преимущества от этого сотрудничества, как и от достижений в области производительности труда могут быть сведены на нет высоким курсом иены к доллару.

По мнению президента японской компании Universal Shipbuilding Corporation, многие судоверфи Японии не имеют будущего и большинство из них разорится. Спасти отрасль может только быстрое осознание ее компаниями нависшей угрозы. Пока же они по-прежнему решительно противятся тому, чтобы прибегать к массовым увольнениям или закрывать верфи, которые часто являются градообразующими предприятиями. Исключение составляет MHI, которая планирует прекратить производство судов на верфи в Кобе и перевести весь ее персонал на другие свои заводы.

Стараясь выбрать менее болезненный способ сохранения бизнеса, японские компании пытаются сократить издержки в уже и без того высокопроизводительной отрасли. Например, верфь упомянутой выше Universal Shipbuilding Corporation в Цу (центральная Япония) намерена, перейдя на схему “точно в срок”, оптимизировать производство крупных стальных модулей, из которых собираются суда. Однако данное производство уже достаточно высоко автоматизировано, и дальнейший рост его эффективности будет труднодостижимым.

В этих условиях японские продуценты судов вынуждены для повышения своей конкурентоспособности в большей степени полагаться на технологические новшества, но смогут ли они перевесить преимущества от более низких китайских цен, будет зависеть от стоимости нефти и природоохранных законодательных мер. В соперничестве же с Республикой Корея определяющим станет ее быстро сокращающееся технологическое отставание от Японии.

Как указывает Financial Times, консолидация среди предпочитающих “гордое одиночество” японских судостроительных компаний остается затрудненной. Поэтому отрасль должна пойти по пути “мягких альянсов”, при которых такие фирмы, как MHI, могли бы передавать технологии и “ноу-хау” менее преуспевающим продуцентам судов.

С наступлением мирового финансового кризиса были приостановлены переговоры о возможном союзе между компаниями Universal Shipbuilding Corporation и IHI Marine United. Сейчас, как считает руководство первой, они должны быть возобновлены, так как времени на раздумья осталось мало.

Приводимые ниже данные характеризуют мировое производство судов в распределении по основным продуцентам (%):

III квартал
2001 г. 2010 г.
Европа 22 7
КНР 6 38
Республика Корея 34 34
Япония 32 18
Прочие продуценты 6 4

(БИКИ/Машиностроение Украины)

Exit mobile version