Станкостроение Германии закончило 2011 г. с рекордными показателями. Его оборот возрос на 33% (до 13,1 млрд. евро), и этот прирост оказался самым высоким за всю историю отрасли. Экспорт увеличился также на 33% и достиг 8,1 млрд. евро. Поставки продукции германского станкостроения на внутренний рынок возросли на 38%. Наиболее значительно расширили закупки продуценты автомобилей, поставщики автомобильных комплектующих и компании, представляющие общее машиностроение. Воспользовавшись высоким мировым спросом на их продукцию, они установили на своих предприятиях в Германии новое оборудование, отражающее последние достижения науки и техники.
Импорт станков в Германию в 2011 г. увеличился на 43%. Поставки на германский рынок расширили все экспортеры продукции станкостроения, причем в большинстве случаев прирост исчислялся в процентном выражении двузначными цифрами. На первом месте по увеличению поставок были Швейцария и Япония.
В ноябре 2011 г. в германском станкостроении работало 67,8 тыс. человек или на 4,4% больше, чем годом ранее. Производственные мощности в рассматриваемой отрасли в прошлом году использовались на 93,8%, и портфель заказов по состоянию на октябрь указанного года обеспечивал их практически полную загрузку в течение 9,5 месяца, что можно считать одним из самых высоких показателей для станкостроения Германии.
Приток заказов компаниям отрасли в 2011 г. увеличился на 45%, в том числе со стороны внутреннего рынка – на 46% и внешнего – на 45%. Исходя из очень высоких показателей по притоку и портфелю заказов, а также загрузке производственных мощностей в 2011 г., VDW (Ассоциация германских продуцентов станков) прогнозирует на 2012 г. уменьшение прироста производства в рассматриваемой отрасли до 5%. Что же касается спроса, то он вряд ли увеличится, так как сохраняется значительная неопределенность, обусловленная долговым кризисом в еврозоне и турбулентностью на финансовых рынках.
При почти 70%-ной доле экспорта в производстве германские станкостроительные фирмы поставляли до недавнего времени их продукцию на иностранные рынки главным образом из Германии, тем более что свыше 60% этих поставок приходилось на Европу, 25% – на Америку и только 11% – на Азию. Однако за последние 10 лет ситуация изменилась, и наиболее быстро растущим рынком сбыта стала Азия. В результате доля последней возросла до 42%, а Европы и Америки понизилась до 42% и 15% соответственно.
Комментируя эти изменения, председатель VDW отмечает, что у всех европейских конкурентов германских поставщиков станков удельный вес Азии в экспорте намного ниже и не превышает 30%. В странах БРИК позиции фирм Германии также прочнее, а что касается экспортеров из Японии, то их более значительные, по сравнению с германскими поставщиками, успехи на рынке КНР нивелируются высоким статусом последних в России.
Чтобы и дальше удерживать прочные позиции в Азии, необходимо, как считает VDW, не только форсировать экспорт, но и расширять производственные мощности в этом регионе.
По мнению аналитиков, лидирующие позиции станкостроительных фирм Германии на мировом рынке обусловлены прежде всего их достижениями в НИОКР и инновациях, на которые они выделяют значительные средства. В 2010 г., например, расходы отрасли на НИОКР превысили 4% ее оборота. Новая продукция и гибкие производственные технологии позволили германским продуцентам станков существенно расширить после кризиса поставки в такие высокотехнологичные сектора промышленности, как автомобильный, самолетостроительный и медицинский. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)