Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок судов в 2010 году

В данной публикации рассматриваются суда для перевозки пассажиров или грузов, рыболовные суда, плавучие базы для переработки и консервирования рыбных продуктов, буксиры и суда-толкачи, суда специального назначения (плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны, буровые платформы и прочие специальные суда, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основными функциями).

Товары, перевозимые морем, составляют более 80% мирового товарооборота и занимают еще более важное место во внешней торговле развивающихся стран. Благодаря оживлению спроса на перевозки (прежде всего в Азии) положение в мировом морском судоходстве в 2010г. складывалось в целом неплохо. Подсчитано, что перевозки грузов морем в указанном году достигли 8,4 млрд. т.

Отгрузки новых судов в 2010 г. возросли по сравнению с предыдущим годом на 28% до 150 млн. двт, что привело к 8,6%-ному увеличению мирового торгового флота. В 2011 г. на рынок поступило 200 млн. двт нового тоннажа, а в текущем году, по оценке, к ним добавится еще 180 млн. Все это станет результатом заказов, полученных судоверфями в 2005-2007 гг.

В конце 2010 г. пятью наиболее крупными собственниками торговых судов в мире были Япония (ее доля в брутто-регистровом тоннаже мирового флота этих судов составляла 14,1%), Греция (12,6%), Германия (9,1%), КНР (7,2%) и США (4,6%). Лидерами же по зарегистрированным на их территории судам являлись Панама (21% мирового флота), Либерия (11,1%), Маршалловы острова (6,5%), Гонконг (5,8%) и Багамские острова (5,3%); далее следовали Сингапур (4,7%), Греция (4,3%), Мальта (4%), КНР (3,6%), Кипр (2,2%), Италия (1.8%), Япония (1,8%), прочие страны (28%).

Что касается мирового спроса на суда в 2010 г., то после существенного снижения в 2009 г. он увеличился и приблизился к уровням 2003-2008 гг. Наблюдаемое в настоящее время уменьшение глобального притока заказов происходит в условиях наличия во всех секторах морского транспорта избыточного флота, в связи с чем ожидать возобновления роста предложения судов следует не ранее 2013-2014 гг. Начиная с этого времени старение флота будет инициировать отправку старых плавучих средств на слом, а поступление на рынок тоннажа, заказанного до мирового кризиса, станет сокращаться.

Приводимые ниже данные аналитической фирмы IHS Fairplay характеризуют мировой приток заказов на суда в распределении по их видам:

  2006 г. 2009 г. 2010 г. Январь-июнь 2011 г.
ед. млн. двт ед. млн. двт ед. млн. двт ед. млн. двт
Всего 3150 169,2 1408 73,0 2231 144,4 1187 70,8
Навалочные суда 627 48,4 573 47,3 1205 93,0 557 42,2
Танкеры 1379 93,0 398 20,9 454 37,2 207 10,4
Контейнеровозы 453 20,6 23 1,2 124 8,5 183 16,1
Суда для генеральных грузов 604 6,9 369 3,6 377 5,4 205 2,0
Пассажирские суда 87 0,3 45 0,1 71 0,2 35 0,0

Лидерами по объему полученных в 2010 г. заказов на суда были верфи из Азии (Республики Корея, КНР и Японии), а в отгрузках доминировали стандартные навалочные суда, контейнеровозы, суда для генеральных грузов и нефтяные танкеры, поставляемые в основном Республикой Кореей и КНР (совокупная доля таких плавучих средств составила 62%). Половина же отгрузок высокотехнологичных судов, к которым относят танкеры для перевозки химикатов и газа, паромы и суда для накатных грузов, приходилась на европейских продуцентов; удельный вес названных плавучих средств в глобальных поставках равнялся 36%.

С отгрузками, достигшими 62 млн. двт, и портфелем заказов в 185 млн. двт КНР в 2010 г. стала лидером в мировом судостроении. По дедвейту заказанных ей в указанном году плавучих средств (почти 57 млн. т) КНР впервые обошла Республику Корея. За 2000-2010 гг. в этой стране было построено более 40 доков для строительства нефтяных танкеров дедвейтом 150-299,9 тыс. т, тогда как в конце 1990-х годов их было только два. В настоящее время уже сооружаются или запланированы к строительству еще 7 крупных доков, что поможет КНР сохранить роль лидера в мировом судостроении.

Наиболее крупные портфели заказов в конце 2010 г. имели следующие китайские судоверфи (млн. двт): CSSC (40,6),“CSIC (27,9), Jiangsu Rongsheng (17,2), COSCO (12,4), Jinhai Hi (11,3), New Times/New Century (8,8), Jiangsu Yangzijiang (6,8) и Sinopacific (5,6).

Хотя Республика Корея и уступила в 2010 г. пальму первенства по производству и полученным заказам КНР, три ее фирмы (Hyundai, Samsung и Daewoo) остались лидерами по объему строительства судов.

В Европе, где сооружение и ремонт судов осуществляют 17 стран с общим числом верфей более 300, приток заказов на плавучие средства в 2010 г. превысил уровень предыдущего года, но портфель заказов на них сократился с 2007 г. наполовину, что некоторые европейские аналитики объясняют нелояльной конкуренцией и демпингом со стороны КНР и Республики Корея. Азиатские продуценты активно внедряются и в такие последние, оставшиеся за европейцами ниши, как суда для разработки нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, суда особого назначения и пассажирские лайнеры.

Далее приводятся данные о портфеле заказов у фирм – главных мировых продуцентов пассажирских судов по состоянию на конец 2010 г. и 1 июля 2011 г.:

  2010 г. 2011 г.
ед. млн. сgt* eд. млн. сgt*
Meyer (Германия) 16 1,7 8 1,0 (-43,7%)
Fincantieri (Италия) 7 0,8 7 0,9 (+16,9%)
STX (Aker) (Республика Корея) 6 0,7 6 0,4 (-38,8%)
Mitsuibishi (Япония) 4 0,1 6 0,1 (-14,2%)
Daewoo (Республика Корея) 4 0,1 3 0,1 (-27,3%)
Huanghai (КНР) 4 0,1 2 0,1 (-41,6%)
Visentini (Италия) 9 0,1 2 0,1 (-1,5%)
Guangzhou International (КНР) 4 0,1 2 0,1 (-47,6%)
P+S Werften (Германия) 2 0,1 2 0,1 (-0,9%)
Gdansk (Польша) 2 0,1 2 0,0 (-32,4%)
Прочие продуценты 89 0,7 96 0,6 (-22,7%)
Итого 147 4,5 136 3,3 (-27,2%)

* – Cgt – уравнительная тонна, применяемая для сравнительных экономических расчетов.

Примечание. В скобках последнего столбца указаны изменения по сравнению с данными на 1 июля 2010 г.

Наиболее крупными экспортерами судов в 2010 г. стали Республика Корея ($46,7 млрд.), КНР ($38,9 млрд.), Япония ($25,7 млрд.), Германия ($5,1 млрд.) и Индия ($3,7 млрд.). Хотя Республика Корея и сохранила за собой первое место, к ней заметно приблизилась КНР, доля которой в глобальном вывозе плавучих средств возросла к 2010 г. до 25,8% (с 11,2% в 2006 г.).

Германия в 2010 г. вновь вошла в пятерку крупнейших экспортеров судов, опередив Индию. Последняя же медленно, но верно увеличивает свой удельный вес в мировых поставках: за 2006-2010 гг. он возрос на 2,5%-ного пункта. Италия, Польша и Сингапур заняли в 2010 г. соответственно 6-е, 7-е и 8-е места, за ними следовала Франция, увеличившая вывоз по сравнению с 2006 г. (по стоимости) на 116%. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version