По сообщению IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), авиатранспортные компании мира вкладывают в настоящее время значительные средства в приобретение самолетов, которые обеспечивают снижение потребления топлива и более безопасны для окружающей среды. В Европе, в частности, к этому побуждает введенный с 1 января “углеродный” налог на все воздушные рейсы в и из ЕС.
Согласно недавнему прогнозу западноевропейской группы Airbus, в ближайшие 20 лет мировой спрос на новые пассажирские самолеты с числом мест более 100 составит около 26,9 тыс. ед., а на грузовые – более 900. По сравнению с прогнозом, подготовленным в 2010 г., продажи первых будут на 2 тыс. ед. больше.
Ожидаемое увеличение притока заказов на новые самолеты аналитики связывают главным образом с такими факторами, как рост численности и покупательной способности населения планеты, динамичное развитие экономик развивающихся стран, быстрая урбанизация (прогнозируется, что к 2030 г. число мегаполисов в мире более чем удвоится), активная деятельность малобюджетных авиаперевозчиков и необходимость замены старых летательных аппаратов новыми, более экономичными и экологичными.
Около 70% прогнозируемого к 2030 г. мирового спроса на самолеты (19,2 тыс. ед.) придется на узкофюзеляжные модели, а главными покупателями авиатехники в целом будут АТР (его доля в общем притоке заказов выразится примерно в 34%), Европа (22%) и Северная Америка (22%). В секторе узкофюзеляжных самолетов традиционные поставщики Airbus (Западная Европа) и Boeing (США) cтолкнутся с возросшей конкуренцией со стороны компаний из стран БРИК и Канады, таких как Embraer (Бразилия), “Иркут” (Россия), COMAC (КНР) и Bombardier (Канада).
В 2010 г., по данным портала Global Trade Atlas, мировой экспорт авиатехники составил $273 млрд. и распределялся по пяти главным поставщикам и покупателям следующим образом:
Млрд. $ | % | |
Поставщик | ||
США | 81,2 | 29,7 |
Франция | 55,3 | 20,2 |
Германия | 38,1 | 14,0 |
Великобритания | 26,9 | 9,9 |
Канада | 12,2 | 4,5 |
Покупатель | ||
Германия | 34,0 | 12,4 |
Франция | 31,4 | 11,5 |
США | 30,5 | 11,2 |
Великобритания | 30,1 | 11,0 |
КНР | 14,7 | 5,4 |
В 2011 г. группе Airbus было заказано 1419 самолетов (при отгрузках, равных 534 ед.), что заставило ее второй год подряд увеличивать объемы производства. На конец указанного года группа имела в своем портфеле заказы на 4437 ЛА (общей стоимостью $588 млрд.), которые обеспечивали загрузку ее мощностей в течение 7-8 лет. Наиболее активно продавался в 2011 г. аэробус A320neo, программа создания которого была пущена в декабре 2010 г., приток заказов на этот самолет (с учетом опционов) составил 1420 ед. Доля же Airbus в общем числе заказанных в 2011 г. в мире самолетов равнялась 64%.
Корпорации Boeing в 2011 г. было заказано 894 самолета при отгрузках в 477 ед. Программу создания лайнера B-737MAX, способного конкурировать с A320Neo, она начала в августе 2011 г., и с этой даты по февраль приток заказов на данный лайнер составил 1 тыс. ед., из которых 549 приходилось на опционы.
Вместе взятые Airbus и Boeing показали в 2011 г. рекордные цифры как по отгрузкам (более 1 тыс. ед.), так и по числу заказанных самолетов (свыше 2,5 тыс.). Что касается конкурирующей с этими гигантами группы Bombardier, среднемагистральный лайнер которой CSeries войдет в эксплуатацию в 2013 г., то ее показатели в ближайшие годы будут в значительной степени зависеть от претворения в жизнь самолетостроительных программ стран БРИК. КНР, например, рассчитывает выйти в 2016 г. на рынок со среднемагистральным лайнером C919 компании COMAC, входящей в группу AVIC. Этот самолет призван соперничать с узкофюзеляжными моделями Airbus и Boeing. В его разработке участвуют французские фирмы Safran (вместе с ее партнером General Electric она отвечает за двигатель LeapX), Aircelle (гондолы), Thales (оборудование для развлечения пассажиров в полете) и Michelin. В ближайшие 20 лет COMAC надеется продать более 2 тыс. самолетов C919, рассчитывая прежде всего на свой рынок, где общий спрос на лайнеры в указанный период оценивается в $480 млрд.
Россия в лице ОАО “ОАК” (“Объединенная авиастроительная корпорация”) работает в настоящее время над программой, предусматривающей выход в 2016 г. на рынок с ближне-среднемагистральным лайнером МС-21. Кроме того, в 2011 г. начата разработка прорывного “Самолета 2020”, который вместе с “CуперДжет” и МС-21 должен завоевать 10% мирового рынка гражданских пассажирских самолетов.
В секторе ЛА для региональных рейсов главными конкурентами являются Bombardier (CS100), Embraer (E-170/190), франко-итальянская компания ATR (ATR-72), японская Mitsubishi (MRJ), российская “Сухой” (“CCДжет-100”) и COMAC (ARJ-21), а в секторе бизнес-самолетов – Dassault Aviation, Bombardier, Cessna, Gulfstream, Embraer и Hawker Beechcraft.
При высоких ценах на топливо покупатели самолетов стараются в настоящее время приобретать модели с энергоэкономичными турбовинтовыми двигателями или двигателями нового поколения, такие как A320Neo и B-737MAX. Приоритетом пользуются также самолеты с более низкими затратами на техническое обслуживание.
Приводимые ниже данные характеризуют продажи 5 крупнейших мировых продуцентов гражданских самолетов, а также авиа-двигателей гражданского и военного назначения (млн. $):
2009 г. | 2010 г. | |
Продуценты самолетов | ||
Airbus | 36668 | 36659 |
Boeing | 34051 | 31834 |
Bombardier | 9357 | 8614 |
Gulfstream | 5171 | 5299 |
Dassault Aviation | 3393 | 4276 |
Продуценты авиадвигателей | ||
General Electric | 15615 | 15680 |
United Technologies | 12392 | 12935 |
Rolls-Royce | 10124 | 10875 |
Safran | 7888 | 7424 |
Honeywell International | 5065 | 5287 |
Как следует из табели о рангах 100 крупнейших компаний мировой АРКП, подготовленной журналом Flight International и аналитической фирмой PwC, после сокращения на 17,3% в 2009 г. совокупные поступления этих компаний в 2010 г. возросли на 2%, т. е. в меньшей степени, чем в 2007 г. (+26%) и 2006 г. (+7,8%). (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)