Удельный вес Франции в мировом производстве продукции автомобилестроения в 2010 г. был равен 8,2% (т. е. ниже, чем в рекордном 2001 г., когда он составлял 9,8%, но выше, чем в 1997 г., когда определялся в 7,3%). Доля французских продаж на мировом автомобильном рынке в 2010 г. исчислялась в 5,4%, импорт продукции отрасли в страну оценивался в $43,6 млрд., а экспорт – в $38,5 млрд.
В 2010 г. французским продуцентам удалось нейтрализовать спады, наблюдавшиеся в 2008-2009 гг. в связи с глобальным экономическим и финансовым кризисом. По сравнению с 1997 г. производство автомобилей во Франции возросло на 57%, достигнув 6,4 млн. шт.
Большую, чем когда бы то ни было, роль для французских автомобильных компаний в 2010 г. сыграли рынки стран, находящихся за пределами Европы. После снижения поставок туда из Франции в 2009 г. на 350 тыс. машин в следующем году был зарегистрирован подъем продаж там на 800 тыс. шт. – до 2,7 млн. (в 1997 г. последний показатель находился на уровне 659 тыс. шт.). Эти страны (степень насыщения рынков которых в подавляющем большинстве намного ниже, чем в Западной Европе) представляются французским экспертам весьма перспективными рынками сбыта для автомобильной промышленности Франции, в которых следует по мере возможностей активно развивать инвестиционную деятельность.
Что касается Западной Европы, представляющей собой более насыщенный автомобильный рынок, то там экспортные продажи французских машин в 2010 г. возросли в меньшей степени (на 380 тыс. шт.), но западноевропейский регион по-прежнему оставался основным рынком сбыта с продажами 3,7 млн. автомобилей. При этом в самой Франции продажи возросли на 430 тыс. шт., что позволило несколько сгладить отставание в этом плане в других странах Западной Европы.
Наиболее крупными импортерами продукции французского автомобилестроения в 2010 г. являлись (млрд. $): Германия (6,67), Испания (4,99), Италия (4,05), Бельгия (3,81) и Великобритания (3,28). При этом заметно увеличились также французские поставки в Азию (превысив 1,2 млн. автомобилей). То же самое наблюдалось и в Латинской Америке (где французские продажи достигли почти 650 тыс. шт.), впервые превысив продажи в Восточной Европе, включая Турцию. В Африке французские продуценты сумели реализовать около 200 тыс. машин.
Основные французские автомобильные предприятия на внешнем рынке
Оборот в 2010 г. | Экспорт* | |
(млн. евро) | (%) | |
PSA Automobile | 56,1 | 39 |
Renault | 38,9 | 37 |
Faurecia | 13,8 | 34 |
Valeo | 6 | 40 |
Plastic Omnium | 3,11 | 46 |
* – За пределы Европы.
Вслед за не слишком удачным 2009 г. французские заводы по производству автомобильных комплектующих завершили 2010 г. с приростом продаж в 14% до 17,9 млрд. евро (более 50% которых приходилось на экспорт). При этом продажи комплектующих для новых машин превысили уровень 2009 г. на 16,5% и составили 15,1 млрд. евро, а запчастей, предназначенных для замены, увеличились на 2,7% до 2,8 млрд. евро.
В целом сальдо торгового баланса Франции в нише автомобильных комплектующих вновь оказалось положительным (2,5 млрд. евро, +32% по сравнению с 2009 г.). (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)