Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок подшипников качения в 2011 году

По оценке компании SKF, в 2011 г. мировые продажи подшипников качения равнялись 310-320 млрд. шв. кр., т. е. выросли на 5-10% по сравнению с предыдущим годом. Доля подшипников для новых автомобилей, включая двух- и трехколесные транспортные средства, в 2011 г. составляла немногим более 30% общих продаж. Доля подшипников для нового промышленного оборудования (к этой категории SKF относит технологическое оборудование, продукцию АРКП, строительно-дорожную технику и железнодорожный подвижной состав) достигает почти 40%. Наконец, на подшипники для замены изношенных (в автомобилях и промышленном оборудовании) приходится примерно 30% мировых продаж, причем 75% вторичного рынка занимают подшипники для промышленного оборудования, а 25% – автомобильные. Более половины общих продаж подшипников качения составляют шариковые подшипники, причем наиболее широко используются радиальные шарикоподшипники с глубокой канавкой – почти 30% мирового рынка. К другим основным типам относятся радиально-упорные, самоустанавливающиеся и упорные шарикоподшипники. Удельный вес автомобильных ступичных узлов составляет менее 10% мировых продаж подшипников качения; около половины этих продаж приходится на долю конических роликоподшипников.

В мире насчитывается примерно 350 подшипниковых компаний, преимущественно европейских. Ведущими поставщиками подшипников качения являются шведская группа SKF (почти четверть мирового выпуска), германская Schaeffler (FAG, INA), американские Timken (крупнейший мировой продуцент конических роликоподшипников), Federal Mogul, General Bearing и Kaydon Bearing, а также японские фирмы NTN-SNR (Япония-Франция), JTEKT, Minbea и NSK.

Наиболее крупными покупателями подшипников качения являются страны Азии, на долю которых приходится почти половина мировых продаж. Удельный вес КНР превышает 25%; высокий спрос на подшипники в стране обусловлен активным развитием железнодорожного транспорта и ветроэнергетики. В Индии (около 5% мировых продаж) внутреннее потребление подшипников качения растет такими же высокими темпами, как и в КНР. Поставки указанных изделий в стране осуществляют как ведущие мировые фирмы, так и индийские компании, в частности NEI, NRB, ABC и Tata.

В предыдущем десятилетии наблюдалась устойчивая тенденция снижения доли Японии в мировых продажах подшипников качения (сейчас – 15%). Среди других азиатских стран, располагающих собственной подшипниковой промышленностью, наиболее высокими темпами спрос на подшипники качения растет в Индонезии, Малайзии, Республике Корея и Таиланде.

На Европу в мировых продажах подшипников качения приходится около 25%, причем доля Германии составляет почти 10%. Удельный вес Северной и Южной Америки также составляет менее 25%; в США, Канаде и Мексике осуществляется примерно 80% продаж в этих регионах. В Южной Америке более 60% региональных продаж подшипников качения приходится на долю Бразилии.

В 2011 г. ведущим подшипниковым компаниям удалось добиться рекордного улучшения основных показателей деятельности. В I полугодии наблюдался быстрый рост спроса во многих странах и почти во всех отраслях, которые являются традиционными покупателями подшипников качения. Однако во II полугодии из-за мировых финансовых трудностей во многих странах рыночная конъюнктура значительно ухудшилась, причем, если в странах Северной Америки и Азии сохранялась позитивная динамика спроса, то проблемы европейских стран оказались значительно более серьезными.

Шведская компания SKF является ведущим мировым продуцентом подшипников качения; компания также поставляет уплотнения, изделия мехатроники, смазочные системы и предлагает широкий комплекс различных услуг. В конце 2011 г. SKF располагала 130 производственными предприятиями в 32 странах, а поставки ее продукции в 130 странах осуществляли сбытовые отделения и более 15 тыс. сбытовых пунктов компании. В 2011 г. основные показатели деятельности компании SKF характеризовались следующими данными (млн. шв. кр.):

  2010 г. 2011 г.
Продажи 61029 66216
Текущая прибыль 8452 9612
Операционная рентабельность (отношение операционной прибыли компании к объему продаж, %) 13,8 14,5
Прибыль до вычета налогов 7549 8932
Рентабельность капитала (норма прибыли на вложенный капитал, %) 23,6 24,0
Инвестиции 1651 1839
Число занятых (тыс.) 44,7 460,0

В 2011 г. SKF удалось добиться рекордного роста основных показателей деятельности. С учетом продаж американской компании Lincoln Holdings Enterprises (приобретенной SKF в конце 2010 г.) оборот шведской группы в 2011 г. увеличился на 16% по сравнению с предыдущим годом. При оценке достигнутого уровня операционной рентабельности и рентабельности капитала необходимо иметь в виду, что в долгосрочной перспективе эти показатели предполагается довести соответственно до 15% и 27%.

В конце 2011 г. вследствие ухудшения мировой экономической конъюнктуры SKF столкнулась с резким замедлением роста продаж, причем полагают, что такая тенденция сохранится и в 2012 г. Особенно резкий спад спроса наблюдался в ветроэнергетике и железнодорожном машиностроении КНР, а также в автомобилестроении ведущих европейских стран.

До 2012 г. в состав SKF входили три основных подразделения – Industrial Division (обслуживание клиентов из различных отраслей машиностроения), Service Division (различные услуги) и Automotive Division (автомобильные подшипники), а также PEER и SKF Logistics Services. C 1 января три первых подразделения преобразованы соответственно в Industrial Market, Strategic Industries, Industrial Market Regional Sales and Service и Car and Light Truck, Heavy Truck, Two-wheelers and Electrical markets; решение о такой реорганизации SKF приняла с целью улучшения обслуживания клиентов, а также финансовых показателей своей деятельности. Кроме того, компания осуществляет программу SKF 3C (Customers, Cost, Cash), которая направлена на улучшение контактов с потребителями, снижение издержек и усиление потока наличности (одна из многих внутренних программ компании по улучшению работы).

Подразделение Industrial Mar-ket, Strategic Industries занимается разработкой, производством и сбытом продукции поставщикам продукции АРКП, оборудования для ветроэнергетики, промышленных приводов, строительно-дорожной техники, традиционной энергетики, прецизионного оборудования (станки и КПО, медицинская техника и средства автоматизации), а также железнодорожного оборудования. Сфера деятельности Industrial Market Regional Sales and Service включает продажи продукции продуцентам нового оборудования, а также для замены изношенной. Кроме того, это подразделение отвечает за разработку продукции SKF для метизной, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, цементной, пищевой и промышленности прохладительных напитков, а также разработку комплекса мер по повышению производительности труда у клиентов SKF. Наконец, задача третьего подразделения заключается в продаже продукции компании для всех видов автотранспортных средств, включая двухколесные и электромобили.

В 2011 г. германской группе Schaeffler (подшипники FAG и INA) удалось добиться рекордного улучшения своих основных показателей, причем 2010 г. фирма также считает весьма успешным. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом продажи увеличились на 13% и достигли 10,7 млрд. евро (т. е. впервые в истории группы превысили 10 млрд. евро), а прибыль до вычета налогов (EBIT) равнялась 1,7 млрд. евро (прирост на 12% против 2010 г.).

Чистая прибыль Schaeffler в 2011 г. составила 889 млн. евро по сравнению с 826 млн. в предыдущем году. Число занятых на предприятиях группы в конце 2011 г. равнялось примерно 74 тыс. (на 6,5 тыс. больше, чем в предыдущем году), причем в Германии число занятых в 2011 г. увеличилось на 1,5 тыс. и в конце года равнялось 29 тыс. Спрос на продукцию Schaeffler в 2011 г. быстро возрастал в большинстве стран и потребляющих отраслей. В Европе (исключая Германию) прирост продаж по сравнению с предыдущим годом составил 14%, Северной Америке – 12%, а в Германии – 11%.

Главным фактором, обеспечивающим компании Schaeffler прочные рыночные позиции даже в периоды нестабильной экономической конъюнктуры, является широкая номенклатура выпускаемой продукции и ее активная разработка. По числу поданных патентных заявок группа Schaeffler в 2011 г. является одним из европейских лидеров. Как и в предыдущем году, затраты группы на НИОКР в 2012 г. составят примерно 5% годового оборота; основные задачи НИОКР включают проблемы повышения энергоэффективности, снижения выбросов диоксида углерода, мехатронику и совершенствование технологий гибридных силовых установок.

Группа Schaeffler с осторожным оптимизмом оценивает перспективы своей деятельности на 2012 г. С середины 2011 г. отмечается замедление роста продаж продукции группы, особенно в европейских странах, однако в целом динамика спроса остается позитивной, а в 2012 г. Schaeffler рассчитывает на оживление мировой экономической конъюнктуры; особенно большие надежды связываются с Северной Америкой, КНР, Индией и Россией. Согласно расчетам группы, ее оборот в 2012 г. более чем на 5% превысит уровень предыдущего года.

Американской компании Timken в 2011 г. удалось добиться рекордного прироста основных показателей деятельности. Продажи продукции Timken в 2011 г. равнялись $5,2 млрд. по сравнению с $4,1 млрд. в предыдущем году, т. е. выросли более чем на 25%; особенно быстро в 2011 г. возрастал спрос на высококачественные легированные стали компании. Удельный вес конических роликоподшипников в общих продажах Timken составляет 56%, номенклатура ее продукции включает также цилиндрические и сферические роликоподшипники.

В 2011 г. особенно быстро спрос на подшипники Timken возрастал в Азиатско-Тихоокеанском регионе – общие продажи достигли $570 млн. (что на 21% больше, чем в предыдущем году), а инвестиции компании в этих странах достигли $50 млн. В 2011 г. компания уделяла особое внимание созданию новых сбытовых отделений и пунктов в КНР и странах – членах АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд).

Согласно оценке, в 2012 г. продажи Timken на 5-8% превысят уровень предыдущего года. Ожидается снижение спроса на подшипники для легковых автомобилей, а также небольшой рост продаж подшипников для строительно-дорожной техники и железнодорожного оборудования. В то же время спрос на подшипники для различных отраслей промышленности (в частности, цементной, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной, металлургической, а также ветроэнергетики), как полагают, вырастет на 8-13% по сравнению с предыдущим годом. Ожидаемый прирост продаж подшипников Timken для АРКП в 2012 г. составит 10-15%, а стали – 5-10%.

КНР является мировым лидером как по темпам роста подшипниковой промышленности, так и по динамике потребления продукции этой отрасли. Китайские фирмы – продуценты подшипников качения входят в состав отраслевой ассоциации CBIA (China Bearing Industry Association). На рынке КНР доля ведущих мировых компаний составляет примерно треть, а две трети приходится на долю национальных фирм, наиболее крупными из которых являются Wafangdian (ZWZ), Luoyang (LUC), Harbin (HRB), Zhejiang Tianma (TMB), Wanxiang Qianchao и C&U.

По оценке CBIA, в 2011 г. продажи подшипников качения в КНР достигли 139 млрд. юаней, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Полагают, что в 2015 г. продажи подшипников в КНР могут достигнуть 222 млрд. юаней при среднегодовом темпе прироста в 12-15%. CBIA считает, что китайским предприятиям необходимо обращать основное внимание на освоение выпуска подшипников с высокой долей добавленной стоимости, в частности прецизионных, для станков с ЧПУ и высокоскоростных шпинделей, подшипников большого диаметра для ветроэнергетики, а также железнодорожных. В долговременной перспективе устойчивый спрос на такие подшипники гарантируют крупные государственные программы по развитию железнодорожного транспорта, которые осуществляются в КНР, в частности по созданию сети высокоскоростных перевозок.

В КНР спрос на подшипники для высокоскоростного подвижного состава пока удовлетворяется за счет продукции ведущих мировых компаний, таких как SKF, FAG и NTN. Основными китайскими продуцентами железнодорожных подшипников являются TMB, LYC, ZWZ и Xibei Bearing. В текущем десятилетии компания Tianma (Chengdu) Railway Bearing (входит в состав TMB) предполагает создать крупнейшее в КНР предприятие по выпуску железнодорожных подшипников. Общий объем инвестиций оценивается в 200 млн. юаней; через три года после завершения строительства ежегодная продукция предприятия составит 6 млн. подшипниковых узлов.

Внешняя торговля КНР подшипниками качения характеризуется небольшим отрицательным сальдо – в январе-мае 2011 г. экспорт указанной продукции из страны составил $1,67 млрд., а импорт – $1,69 млрд. Однако экспорт подшипников увеличился на 43,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, а импорт – всего на 15,3%. Китайские подшипники пользуются стабильным спросом в США и европейских странах; в январе-мае 2011 г. снижались продажи в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Японии, Таиланде и Вьетнаме, а также в Африке и на Ближнем и Среднем Востоке.

В истекшем десятилетии на мировом рынке подшипников качения произошли серьезные изменения, которые заключались в ослаблении позиций ведущих промышленно развитых стран, традиционно занимающих основное место в мировом производстве и потреблении подшипников. Если в производстве подшипников позиции этих стран в течение предыдущего десятилетия остались почти неизменными, то изменения в географической структуре потребления подшипников оказались более заметными. По темпам роста продаж лидирующие позиции на мировом рынке подшипников качения заняли развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также страны БРИКС. Именно эти страны, как наиболее перспективные рынки сбыта, пользуются наибольшим вниманием и являются главным объектом инвестиций со стороны главных фирм – продуцентов подшипников качения.

Компания SKF предполагает превратить Индию в один из основных мировых центров по выпуску своих подшипников. В конце предыдущего десятилетия SKF завершила сооружение в Индии двух новых предприятий, продукция которых, во-первых, позволит шведской фирме увеличить долю продукции на внутреннем рынке Индии (сейчас – 30%) и, во-вторых, укрепить позиции на рынках подшипников качения соседних стран.

Номенклатура продукции на предприятии в Харидваре включает шариковые подшипники для двухколесных транспортных средств; основным покупателем является фирма Hero Honda (один из основных индийских поставщиков мотороллеров и мотоциклов), а также компании, торгующие подшипниками для замены изношенных. Затраты на сооружение предприятия составили 250 млн. шв. кр., годовой выпуск – 45 млн. шарикоподшипников, число занятых – 200. На предприятии в Ахмадабаде выпускаются подшипники широкой номенклатуры для железнодорожного, энергетического, горнодобывающего, строительного и подъемно-транспортного оборудования. Объем инвестиций на сооружение предприятия составляет примерно 450 млн. шв. кр., число занятых – 300.  В декабре 2011 г. SKF открыла в Бангалоре новый технический центр GTCI (Global Technical Center India), который предназначается для обслуживания клиентов не только из Индии, но и из стран Юго-Восточной Азии, которые представляют большой интерес для шведской фирмы.

SKF считает КНР весьма важным рынком сбыта своей продукции; в 2011 г. компания SKF Daliane открыла в Даляне второе предприятие, инвестиции в сооружение обоих заводов оцениваются в 160 млн. шв. кр., а общее число занятых – 800. На первом предприятии изготовляются крупногабаритные подшипники, а на втором – подшипники средних размеров для различной машиностроительной продукции, в частности металлообрабатывающего, горнодобывающего, дорожно-строительного, целлюлозно-бумажного, а также оборудования для возобновляемой энергетики.

Американская компания Timken предполагает резко усилить внимание к странам Азии, прежде всего к Индии и КНР. В Индии Timken имеет дочернюю фирму Timken India, которой принадлежат предприятия в Джамшедпуре и Ченнаи, а также научно-технический центр в Бангалоре. Укрепление своих рыночных позиций в Индии Timken намерена осуществлять за счет расширения существующих производственных мощностей (а не сооружения новых предприятий); в конце предыдущего десятилетия доля продукции Timken на индийском рынке подшипников качения составляла лишь 3%, однако компания не сомневается, что в ближайшей перспективе данный показатель значительно вырастет.

На первой очереди предприятия в Ченнаи выпускаются подшипники средних размеров (наружный диаметр – 200-300 мм) для электротехнического и строительного оборудования. В начале 2012 г. состоялся ввод в эксплуатацию второй очереди по выпуску автомобильных ступичных подшипников наружным диаметром до 200 мм, а в перспективе намечается запуск третьей очереди, рассчитанной на крупногабаритные подшипники наружным диаметром 300-460 мм для энергетического оборудования.

В связи с бурным ростом мировой ветроэнергетики ведущие подшипниковые фирмы осуществляют активную разработку крупногабаритных подшипников для ветроэнергетических турбин. По мнению экспертов, устойчивый спрос на такие подшипники сохранится и в текущем десятилетии; дальнейшему повышению интереса к ветроэнергетике в значительной степени способствовала недавняя авария на японской АЭС “Фукусима”.

Большое внимание расширению выпуска подшипников для ветроэнергетики уделяется в КНР; эта отрасль рассматривается властями страны в качестве одного из основных элементов поддержания устойчивого развития национальной экономики. Компания Shanghai Electric, один из ведущих китайских поставщиков оборудования для электростанций (почти 60% ее акций принадлежат государству), в конце предыдущего десятилетия инвестировала 2,5 млрд. юаней в модернизацию линии сверхбольших подшипников на одном из предприятий в Шанхае. Продукция компании предназначается для ВЭС на континентальном шельфе, в частности в Восточно-Китайском море.

Весной немецкая компания Schaeffler сообщила о создании самого большого в мире испытательного стенда для крупногабаритных подшипников. Стенд (затраты на его разработку составили примерно 7 млн. евро) находится на заводе Schaeffler в Швайнфурте (Германия) и позволяет проводить испытания в реальных условиях для подшипников массой до 15 т и наружным диаметром до 3,5 м. Этот стенд предполагается в основном использовать для проведения испытаний на подшипниках ротора в мощных современных ВЭС. Разработка стенда заняла примерно два года, он позволяет имитировать статические и динамические нагрузки, которые действуют на подшипники ротора и опорные кольца в ВЭС мощностью до 6 МВт. Для сбора данных используется более 300 датчиков, установленных на испытательном стенде и в подшипниках. Важным направлением деятельности ведущих подшипниковых компаний является разработка подшипников качения для электромобилей, спрос на которые в перспективе, согласно различным прогнозам, будет быстро возрастать. Весной японская компания NTN сообщила о создании специально для электромобилей и электродвигателей шарикоподшипника с уменьшенным моментом вращения за счет применения специальной масляной смазки с низкой вязкостью. Эта смазка, а также ряд других конструктивных решений позволяют снижать момент трогания подшипника почти на 50%.

Компания SKF принимает участие в программе Autolib (сеть краткосрочного проката электромобилей в Париже, функционирует с декабря 2011 г.), действующей по образцу популярной парижской велошейринг-сети Vеlib. Программа Autolib управляется промышленной группой Bollorе и обслуживает клиентов в Париже и его пригородах. С целью повышения эффективности и надежности электромобилей в программе Autolib шведская фирма разработала подшипники с керамическими шариками с использованием самых современных сенсорных технологий. Программа Autolib призвана улучшить экологическую и транспортную ситуацию в Париже и стимулировать людей отказаться от собственного автомобиля в пользу его аренды. Стоимость проката электромобиля в среднем ниже стоимости поездки на городском такси.

Первоначально парк электромобилей в программе Autolib насчитывал 66 шт., а в середине 2012 г. он достигнет 3 тыс.; по расчетам экспертов, эксплуатация этих машин разгрузит транспортную систему Парижа, а также позволит снизить на 22 тыс. т ежегодные выбросы диоксида углерода. В качестве такси используются полностью электрические машины Bollore Bluecar с литий-полимерным аккумулятором (запас хода в городском цикле – 250 км). (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version