Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: основные показатели состояния судостроения в 2011 году

По данным французской брокерской компании BRS (Barry Rogliano Salles), мировой приток заказов на суда в 2011 г. составил 79 млн. т двт против 117 млн. в 2010 г. и 33 млн. в 2009 г. Общий дедвейт заказанных в прошлом году 1170 судов был эквивалентен ежегодному поступлению заказов с начала финансового кризиса (около 80 млн. т двт), но намного ниже этого показателя в 2006-2008 гг. (200 млн. т двт).

Многие судостроительные компании не смогли в 2011 г. получить ни одного заказа, а приток заказов самым везучим в этом плане фирмам отрасли обеспечивал загрузку их производственных мощностей не более чем наполовину.

Мировые отгрузки судов в 2011 г. снова возросли и составили 160 млн. т двт против 149 млн. в 2010 г. и 114 млн. в 2009 г. Их среднегодовой уровень с начала финансового кризиса увеличился до 140 млн. т, тогда как в 2006-2008 гг. он равнялся 80 млн.

Мировой портфель заказов на суда в 2011 г. продолжал падать и к концу года сократился до 358 млн. т двт (226 млн. брт, 5127 судов) с 443 млн. т двт (271 млн. брт, 7680 судов) в конце 2010 г. В настоящее время он составляет не более 25% тоннажа эксплуатируемого флота (равного в конце 2010 г. 1,4 млрд. т двт), тогда как в 2008 г. был эквивалентен 53%.

На первом месте по портфелю заказов в конце 2011 г. находилась КНР (155 млн. т двт, 91 млн. брт), ее доля в мировом показателе составила 44%. Годом ранее портфель заказов в китайском судостроении равнялся 185 млн. т двт (108 млн. брт).

Второе место по портфелю заказов занимала Республика Корея 109 млн. т двт (78 млн. брт) против 144 млн. (95 млн.) в конце 2010 г. Следует при этом отметить, что ее отставание по данному показателю от КНР увеличивается. Третью позицию сохранила за собой Япония 61 млн. т двт (36 млн. брт) по сравнению с 77 млн. (45 млн.) по состоянию на конец 2010 г.

На европейские судостроительные фирмы в конце 2011 г. приходилось немногим более 1% мирового портфеля заказов на суда 4,2 млн. т двт (5,5 млн. брт) против 6,5 млн. (7,5 млн.) годом ранее. В то же время доля “прочих стран” в данном показателе составляла 7% 24 млн. т двт (15 млн. брт) по сравнению с 29 млн. (17 млн.) в конце 2010 г.

Мировой спрос на суда в 2011 г. был значительно ниже имеющихся производственных мощностей, что привело к усилению конкуренции между верфями и спровоцировало дальнейшее понижение цен (примерно на 10%). Неблагоприятная конъюнктура заставила судостроительные фирмы пойти на предоставление более выгодных условий платежа заказчикам, столкнувшимся с нарастанием трудностей в получении банковских кредитов.

В прошлом году продолжилось аннулирование покупателями контрактов на строительство судов. В результате верфи лишились заказов на 21 млн. т двт, что, правда, было меньше по сравнению с 2010 г. (42 млн.). Пока мировому судостроению удалось избежать крупномасштабных дефолтов, но несколько верфей закрылось из­за отсутствия заказов.

Что же касается судовладельческих компаний, то некоторые из них (в частности, размещающие свои акции на фондовых рынках в США) были вынуждены обратиться к властям за защитой от банкротства. Другие судовладельцы, включая нескольких крупных, оказались (из-за сохраняющихся убытков) перед необходимостью реорганизации их деятельности. И, наконец, многие банки, ранее активно финансировавшие судоходство, решили исключить эту отрасль из сферы своих интересов. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version