По данным Gartner, в 2011 г. в мире было продано 60 млн. планшетных устройств, и, по прогнозу, в 2012 г. будет реализовано 118,9 млн. “таблеток”. Аналитики ожидают, что в текущем году Apple займет 61,4% мирового рынка по продажам конечным потребителям. На долю планшетных устройств и смартфонов с ОС Android будет приходиться 31,9% рынка, а Windows – 4,1%. В дальнейшем разрыв между ОС iOS и Android сократится, тем не менее, при этом Apple продолжит занимать лидирующую позицию по величине рыночной доли. В то же время доля ОС Windows вырастет до 11,8%, прогнозируют эксперты Gartner.
Согласно данным IDC, в 2011 г. в Россию было поставлено 928,5 тыс. планшетных устройств, что в 10,4 раза больше, чем в 2010 г., когда рынок только начал бурное развитие. Лидером была компания Apple (40%), но ее доля сократилась по сравнению с 2010 г. из-за выхода большого количества устройств на ОС Android. Вторым по величине поставщиком c рыночной долей в 20% оказалась компания Acer.
В настоящее время главными потребителями планшетных устойств выступают индивидуальные пользователи, корпоративный сектор пока присматривается к новым гаджетам, но ситуация может измениться с появлением устройств на ОС Windows 8. Сдерживающим фактором для распространения “планшетов” в России будет наличие беспроводных широкополосных сетей доступа к Интернету.
Мировой рынок мобильных телефонов продемонстрировал рост в 2011 г., при этом быстрее всего увеличивались продажи “умных” телефонных устройств (смартфонов и i-фонов). По данным Gartner, в 2011 г. было продано 1,77 млрд. мобильных устройств (+11% по отношению к 2010 г.), при этом продажи смартфонов подскочили на 58% до 472 млн. шт. Согласно данным Strategy Analytics, в 2011 г. было отгружено 1,55 млрд. телефонов (+14,1% по отношению к аналогичному показателю 2010 г.), из них к категории смартфонов относятся 488,5 млн. аппаратов (рост на 63%).
Мировые продажи мобильных телефонов конечным потребителям в 2011 г.
2011 г. | 2010 г. | Рыночная доля в 2011 г. | Рыночная доля в 2010 г. | |
тыс. шт. | % | |||
Всего | 1774564,1 | 1596802,4 | 100 | 100 |
Nokia | 422478,3 | 461318,2 | 23,8 | 28,9 |
Samsung | 313904,2 | 281065,8 | 17,7 | 17,6 |
Apple | 89263,2 | 46598,3 | 5 | 2,9 |
LG Electronics | 86370,9 | 114154,6 | 4,9 | 7,1 |
ZTE | 56881,8 | 29686 | 3,2 | 1,9 |
ResearchInMotion | 51541,9 | 49651,6 | 2,9 | 3,1 |
HTC | 43266,9 | 24688,4 | 2,4 | 1,5 |
Huawei | 40663,4 | 23814,7 | 2,3 | 1,5 |
Motorola | 40269 | 38553,7 | 2,3 | 2,4 |
SonyEricsson | 32597,5 | 41819,2 | 1,8 | 2,6 |
Прочие | 597326,9 | 485452 | 33,7 | 30,4 |
Источник: Gartner, 2012 г.
Главным трендом 2011 г. стало замедление роста рынка мобильных телефонов, сопровождающееся резким ростом в сегменте смартфонов, которые становятся дешевле и доступнее. Второй тенденцией является падение продаж телефонов Nokia. Согласно данным StrategyAnalytics, доля финской компании в мировых отгрузках сократилась с 33% до 26,9%, а по подсчетам Gartner, с 28,9% до 23,8%. Однако, мировому игроку №2 – компании Samsung так и не удалось догнать Nokia по общему количеству поставленных аппаратов.
Для российского рынка мобильных телефонов характерны те же тенденции, что и для остального мира, с поправкой на традиционно более сильные позиции Nokia.
Согласно оценке IDC, в 2010 г. на российский рынок было поставлено 40,92 млн. мобильных телефонов, из них 21% или 8,67 млн. устройств относятся к классу смартфонов. По данным “Евросети”, за год в России было продано 7,5 млн. телефонов этой категории, “Связной” указывает цифру в 7,6 млн. шт.
Отгрузки смартфонов на мировой рынок в 2011 г.
2011 г. | 2010 г. | Рыночная доля в 2011 г. | Рыночная доля в 2010 г. | |
тыс. шт. | % | |||
Nokia | 100,1 | 77,3 | 33,40 | 15,80 |
Samsung | 23,9 | 97,4 | 8,00 | 19,90 |
Apple | 47,5 | 93,0 | 15,90 | 19 |
Прочие | 128,0 | 220,8 | 42,70 | 45,2 |
Источник: Strategy Analytics, 2012 г.
Продажи смартфонов продолжают расти благодаря тому, что они спускаются в средние ценовые сегменты. По итогам 2011 г. почти половина продаж пришлась на аппараты стоимостью до 7,5 тыс. руб., годом ранее на них приходилось лишь 25%.
Основу доступных смартфонов составляет продукция компаний Nokia и Samsung. В верхнем ценовом сегменте (свыше 25 тыс. руб.) по-прежнему доминирует Apple. При этом аппараты на базе ОС Android наращивают долю во всех ценовых сегментах. Номером один на отечественном рынке смартфонов как в физическом, так и в стоимостном выражении по итогам 2011 г. осталась Nokia, несмотря на значительную потерю доли (47% против 69% в физическом выражении в 2010 г.). Как сообщается в материалах “Связного”, самым быстрорастущим продуцентом оказалась компания Samsung, доля которой выросла с 9% до 29%.
Несмотря на то, что продажи планшетов и смартфонов стремительно растут, а традиционных ПК замедляются, однако первые устройства вряд ли могут заменить вторые. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)