В связи с сокращением портфелей заказов и низкими ценами на новые суда многие верфи мира столкнутся в текущем году с серьезными проблемами.
По данным аналитической фирмы “Clarksons”, совокупный портфель заказов китайских судоверфей составляет в настоящее время около 146 млн. т двт (43% мирового портфеля), южнокорейских 98 млн. (29%) и японских 61 млн. (18%). Такие показатели не гарантируют достаточную будущую загрузку производственных мощностей, и это заставляет компании отрасли активно искать новые заказы.
Во время бума 2008 г. отношение портфеля заказов к отгрузкам в мировом судостроении достигало 570%, что обеспечивало загрузку мощностей отрасли почти в течение 6 лет. В январе 2011 г. этот показатель снизился до 294%, а в марте 2012 г. до 209%. В 1999 г., когда мировая экономика была в плохом состоянии, он упал до 193%.
В целом судоверфи мира могут в настоящее время рассчитывать примерно на двухлетнюю загрузку их мощностей, однако у многих мелких и средних компаний отрасли портфели заказов близки к нулю.
Между тем имеющиеся данные дают аналитикам основание предполагать, что указанная понижательная тенденция сохранится, так как отношение притока заказов к отгрузкам упало до нового низкого уровня. Нормальным (или 100%-ным) это отношение считается тогда, когда приток заказов равен отгрузкам. В 1998-2002 гг. оно составляло в среднем 113%, во время бума 2003-2007 гг. возросло до 350%, в 2009-2011 гг. уменьшилось до 46% и в текущем году до 22%.
В Республике Корея и КНР приток заказов на суда в 2011 г. был эквивалентен примерно половине отгрузок, а в Японии только около 20%.
Низкий спрос заставляет судоверфи искать для себя новые, более эффективные ниши, в частности такие, как производство судов для перевозки сжиженного природного газа или обслуживания нефтегазовых промыслов на континентальном шельфе. Однако в большинстве случаев такую диверсификацию могут позволить себе только крупные конкурентоспособные фирмы.
Аналитики полагают, что если текущие тенденции сохранятся, то отношение портфеля заказов к отгрузкам в мировом судостроении опустится в скором времени до самого низкого с 1980-х годов уровня.
Вялый спрос на мировом рынке и стремление удержать на нем свою долю вынуждают китайские верфи продавать суда со скидками, доходящими до 20%. Лучше в этом отношении обстоят дела у их японских и южнокорейских конкурентов, продукция которых выше по качеству и техническим характеристикам.
В июне китайская компания “Jinhai Heavy Industry” перепродала судно дедвейтом 79 тыс. т за $23,5 млн., что ниже цен, по которым аналогичные суда предлагают японские верфи ($3031 млн.) и южнокорейские (26 млн.).
Падение в последние годы спроса и обострение конкуренции заставили верфи КНР осваивать технологии производства более технологичных судов и выходить с ними на рынок. Четыре из них “HudongZhonghua Shipbuilding”, “Dalian Shipbuilding Industries Co”, “Jiangnan Shipyard (Group)” и “Jiangsu Rongsheng Heavy Industries” представили недавно китайским компаниям “Sinopec” и “China Shipping Development Co” свои предложения на строительство нескольких танкеров (максимум 6) для перевозки сжиженного природного газа единичной вместимостью 170 тыс. куб. м.
Укреплять свои позиции китайские верфи будут также с помощью судов, предназначенных для обслуживания нефтегазовых промыслов на континентальном шельфе. “China National Offshore Oil Corporation” должна до 2015 г. разработать около 30 морских месторождений нефти, для чего потребуется около 70 буровых платформ и 10 плавучих установок для добычи, хранения и отгрузки нефти. Если китайские верфи окажутся готовыми к производству такого оборудования, то смогут получить заказы на многие из указанных платформ и установок и таким образом потеснить на данном рынке компании из Республики Корея.
Южнокорейские аналитики считают, что в случае успешного выхода китайских верфей на мировой рынок судов для обслуживания нефтегазовых промыслов на континентальном шельфе компании из Республики Корея смогут удерживать на нем свои позиции не более чем в течение 5 лет, а затем им надо будет переключиться на плавучие установки для глубоководной добычи нефти и газа, а также суда, обеспечивающие экономию топлива и не причиняющие вреда окружающей среде. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)