Машиностроение Украины и мира

Германия: судостроение переживает кризис

Спад мировой торговли привел к сокращению морских грузоперевозок и спросу на новые корабли. Но трудности немецких судостроителей объясняются не только такими объективными причинами.

У верфи P+S из Штральзунда на балтийском побережье Германии нет недостатка в заказах. В списках – четыре парома, пять ледоколов и плавучий кран. Но сойдут ли когда-либо эти суда со стапелей, неизвестно. Верфь, имеющая производственные мощности и в самом Штральзунде, и в Вольгасте, – банкрот. В конце августа руководство компании подало ходатайство об открытии конкурсного производства.

Если пройтись по территории верфи в Штральзунде, то на первый взгляд кажется, будто все в порядке. Между цехами снуют рабочие в желтых касках и синих фирменных спецовках. Правда, из-за начавшейся процедуры банкротства часть персонала вынуждена отгуливать накопившиеся сверхурочные часы. Денег на их оплату у верфи нет, за август с ними рассчитались за счет средств, предоставленных биржей труда.

Оба парома – “Берлин” и “Копенгаген” – стоят еще недостроенные у пирса. Заказавшая их пароходная компания Scandlines собиралась задействовать эти паромы на маршруте между немецким Ростоком и Гедзером в Дании еще в начале минувшего лета. Задержки при строительстве судов привели к финансовым трудностям верфи P+S, логическим следствием которых стало банкротство.

Финансовые затруднения верфь P+S начала испытывать уже несколько лет назад. При этом проблемы – не в последнюю очередь доморощенные.

Слишком долго верфь делала ставку на классические контейнеровозы, а затем, сломя голову, переориентировалась на строительство судов специального назначения. В мае этого года федеральные и земельные власти согласились выделить государственные дотации на программу модернизации производственных мощностей. Когда, однако, стало известно, что эта программа обойдется значительно дороже первоначальной сметы, выплаты обещанной помощи в 152 млн. евро были остановлены.

“Они могут строить любые суда, проблема не в людях”, – считает Гидо Фрешке из Профсоюза металлистов. Он – представитель рабочих верфи в конкурсной комиссии. Недавно за закрытыми дверями здесь обсуждали ход процедуры банкротства и делились мнениями о потенциальных инвесторах. Заодно и кредиторы – заказчики, банки, субподрядчики, казначеи федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания огласили свои финансовые претензии к верфи.

Рабочие тоже хотят иметь право голоса в выборе нового хозяина предприятия. Главное, чтобы смена собственника не происходила за их счет. По словам Фрешке, в последние три года они и без того во имя сохранения рабочих мест и перспектив жертвовали рождественскими премиями, отпускными пособиями и половиной оговоренной прибавки к зарплатам.

Но безболезненное решение вряд ли возможно. Оборот судостроения в Мекленбурге – Передней Померании в 2008-2010 гг. сократился вдвое, соответственно уменьшилось и число занятых в этой сфере. Спад мировой торговли напрямую сказывается на морских грузоперевозках, поясняет Бьерн Свинарски из Торгово-промышленной палаты в Ростоке. По его данным, в этой федеральной земле в судостроении еще занято 12 тыс. человек. 10 лет назад их было 40 тыс. И хотя со временем оборот в производстве продуктов питания на северо-востоке Германии стал больше, чем в судостроении, оно по-прежнему остается здесь своего рода “системообразующей” отраслью экономики. “С одной стороны, – заявил Свинарски, – это означает, что судостроение в этой федеральной земле глубоко укоренилось, а с другой, – продолжает вносить значительный вклад в производство местного ВВП”.

Такие слова – бальзам на душу судостроителей в Вольгасте и Штральзунде. И не только для них. На мель рискует сесть целая отрасль немецкой экономики. Из-за спада мировой торговли образовались большие излишки мощностей по перевозке товаров морским путем, что привело к снижению цен на такого рода услуги. Банки в свою очередь перестают финансировать судостроение, у пароходных компаний не хватает денег на инвестиции, сокращается спрос на новые корабли, аннулируются уже розданные верфям заказы.

А немецкие верфи и без того находятся в условиях жесткой конкуренции с азиатскими, получающими щедрые государственные субсидии. На помощь же от правительства Германии немецкие судостроители рассчитывать не могут. Федеральное министерство экономики ни о какой государственной программе содействия отечественному судостроению и слышать не хочет.

И тем не менее, вопреки расхожим мнениям о предстоящем “умирании верфей” и “кризисе немецкого судостроения”, Марио Рассер верит в будущее. “Побережье, – говорит он, – невозможно представить себе без верфей, без кораблей и без людей, которые их строят”. (Deutsche Welle/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version