Самарская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в 2012 г. вынесла 12 представлений в адрес руководителей предприятий, работающих по гособоронзаказам, за нарушение законодательства в данной сфере, в том числе в ОАО “Кузнецов” и ОАО “Авиакор – авиационный завод”.
“Мы отслеживаем три главных момента: обеспечение качества выпускаемой продукции, соблюдение цен, которые заказчик обозначил на продукцию, и сроков исполнения заказа. В 2012 г. два предприятия получали рекламации по некачественной бракованной продукции – это ОАО “Гидроавтоматика” и ОАО “Кузнецов”, – рассказал самарский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Владимир Миронов.
По его словам, если на первом заводе речь идет о деталях не очень крупных, изделиях не очень сложных, поскольку предприятие является исполнителем второго уровня, то ОАО “Кузнецов” работает в чистом виде на оборону, ремонтирует авиационные двигатели НК 12-МП. “Здесь сложно выявить брак и установить виновника. Потому что само производство двигателя занимает около 6-8 месяцев, ремонт – около 4 месяцев. Потом он устанавливается на самолет, идут испытания, затем начинается эксплуатация. Какой-то брак выявляется в период летной эксплуатации, и с момента ремонта до выявления брака проходит не менее пяти лет”, – сказал В. Миронов.
Он подчеркнул, что, тем не менее, двигатели, которые возвращаются заказчиком, разбираются, дефектуются, составляются отчеты о причинах брака. “Что касается сроков изготовления оборонной продукции, то они нарушаются часто и многими предприятиями. В 2012 г. по срокам отличилось ОАО “Авиакор – авиационный завод”. Например, по заказу для Минобороны РФ в 2008 г. был заключен договор на производство нескольких самолетов Ту-154 с готовностью в 2010 г. В 2010 г. данные самолеты сделаны не были. Один был сдан летом-2012, второй в конце 2012 г. А сумма заказа приличная – около 1,2 млрд. руб.”, – сказал В. Миронов.
Также, по словам прокурора, “Авиакор” просрочил на год сдачу самолета Ан-140 по контракту для Минобороны РФ. “Очень серьезный прокол был допущен при ремонте самолета Ту-154 для МВД РФ. Самолет должен был быть готов в ноябре 2011 г., но до сих пор еще не сдан заказчику. Как объясняет руководство предприятия, причина в том, что заказчик захотел вдруг изменить конфигурацию и интерьер салона, поэтому сроки были нарушены. Здесь проявляется определенное лукавство, потому что львиная доля вины за просрочку исполнения данного заказа лежит, конечно, на предприятии”, – подчеркнул В. Миронов.
Прокурор отметил, что по всем фактам в адрес руководителя внесены представления. “Руководство завода наши представления рассмотрело. Разработаны мероприятия по устранению нарушений, виновные лица привлечены к ответственности. Что касается изменения цены контрактов по инициативе исполнителя – это редчайшие факты. За всю историю я помню два таких факта. Один был в 2010 г., второй в 2012 г. Опять же в ОАО “Авиакор”, – сказал В. Миронов.
Он отметил, что при изготовлении самолета Ан-140 в калькуляцию было включено 11 определенных деталей вместо одной такой детали. Таким образом, цена по контракту завысилась приблизительно на 2 млн. руб. “Предприятие объяснило нарушение бухгалтерской ошибкой. Оно было устранено. Лишние детали из списка исключены”, – сказал В. Миронов. (Aex.ru/Машиностроение Украины, СНГ, мира)