Российский рынок грузовиков из всех развивающихся стран больше всего пострадал от финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и, по прогнозу аналитиков, восстановится не ранее 2013 г. По данным консалтинговой компании Intesco Research Group, в 2010 г., в результате посткризисного восстановления, производство грузовых автотранспортных средств с дизельными двигателями выросло на 130%, однако оно по-прежнему было в восемь с лишним раз меньше пикового уровня 2007 г.
Интенсивное восстановление рынка грузовиков получило дальнейшее продолжение в 2011 г. и 2012 г., однако переход на более высокую сравнительную базу обусловил снижение темпа роста, который, тем не менее, остался наиболее высоким среди всех секторов автомобильного рынка.
Однако не все эксперты разделяют эти ожидания. По их мнению, пик популярности грузовых автомобилей на российском рынке уже прошел, поэтому они прогнозируют спад их сбыта. Свою точку зрения они основывают на том, что:
– российский рынок грузовых автомобилей ряд лет не может полностью восстановиться после кризиса, и даже неплохой рост продаж прошлого года не позволил выйти на докризисный уровень (в 2008 г. – 430 тыс. шт.);
– в 2012 г. рост их продаж замедлился как в сегменте среднетоннажных, так и тяжелых грузовиков;
– ощущается резкое усиление в России позиций импортных грузовых машин, а это, конечно же, сильно ударит по российским компаниям.
Сегмент грузовых автомобилей подразделяется на средние грузовики (полной массой 6-16 т) и тяжелые (свыше 16 т). Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2011 г. первые показали рост продаж на 22% (более 9,3 тыс. шт.), вторые – на 64% (около 29,4 тыс.).
Самым престижным сегментом коммерческих автомобилей являются новые автомобили тяжелого класса. В 2011 г. этот сегмент показал самый бурный рост (на 64%).
Продажи (шт.) | Прирост (%) | |
“КАМАЗ” | 39000 | 38 |
“УралАЗ” | 10300 | 4 |
MAN | 7200 | 121 |
Scania | 6800 | 217 |
Mercedes-Benz | 2700 | 146 |
Renault | 1300 | 113 |
Isuzu | 512 | 11 |
Ford Trucks | 343 | 12 |
Hyudai | 192 | 33 |
Неплохой рост продаж в процентном отношении показали и продуценты новых средних грузовиков, при этом в абсолютных величинах объемы реализации этих компаний не столь велики:
Продажи (шт.) | Прирост (%) | |
Hyundai | 5200 | 28 |
Hino | 1100 | 216 |
Mitsubishi Fuso | 1011 | 47 |
MAN | 460 | 97 |
“Урал” | 412 | -28 |
Isuzu | 382 | -60 |
Продажи грузовых автомобилей, включая легкие коммерческие автомобили (ЛГА), в России в 2011 г. составили в целом 331,9 тыс. шт. против 209,2 тыс. шт. в 2010 г., рост – на 58,7% (в 2009 г. – 117,1 тыс. шт., в 2008 г. – 430,3 тыс. шт.).
Продажи только грузовиков (без учета ЛГА) в 2011 г. составили 165,3 тыс. шт., в 2010 г. – 121,2 тыс. шт., рост – на 36,4% (в 2009 г. – 75,8 тыс. шт., в 2008 г. – 203,7 тыс. шт.), в том числе продажи новых грузовиков иностранных моделей, включая собранные в России, в 2011 г. составили 150,54 тыс. шт., а в 2010 – 76,25 тыс. шт., рост – на 97,4% (в 2008 г. было продано 163,65 тыс. шт., в 2009 г. – 27,68 тыс. шт.).
Продажи новых грузовиков иностранных моделей пока не превысили уровень 2008 г. Сбыт новых иностранных грузовых автомобилей, собираемых в России, в 2011 г. вырос на 56,45% и составил 21,34 тыс. шт. против в 13,64 тыс. 2010 г.
В 2011 г. было продано 16,12 тыс. шт. подержанных грузовых автомобилей (в 2010 г. – 11,71 тыс., в 2009 г. – 16,21 тыс., в 2008 г. – 62,99 тыс.).
В сегменте грузовых автомобилей, по оценке аналитической компании “АСМ-холдинг”, по итогам 2012 г. будет наблюдаться ухудшение конъюнктуры для российских производителей из-за беспрецедентно большого ввоза новых грузовых автомобилей в 2011 г., а также присоединения к ВТО со II полугодия 2012 г. Поэтому рынок грузовых автомобилей в ближайшем будущем останется на уровне 340-350 тыс. шт., но структура его изменится за счет снижения продаж российскими заводами “КАМАЗ”, “ГАЗ” и др.
Лидером среди импортных грузовых автомобилей в 2011 г. в России стала компания MAN (Германия); продажи автомобилей выросли на 121% до 7,2 тыс. шт., в основном за счет реализации седельных тягачей. Значительный рост продемонстрировала в прошлом году и шведская компания Scania (217% и 6,8 тыс. шт. соответственно). Пятерку лидеров продаж в России замыкал в 2011 г. Mercedes-Benz, увеличивший продажи на 146% до 2,7 тыс. шт. Остальные продуценты тяжелых грузовиков намного отстают от первой пятерки как по итогам продаж 2011 г., так и по темпам реализации в 2012 г. К ним относятся Isuzu, Ford Trucks, Hyundai, продемонстрировавшие снижение продаж в I полугодии 2012 г.
В сегменте средних грузовиков в 2011 г. продажи также выросли, однако объемы реализации незначительны. Лидером этого сегмента рынка является южнокорейская компания Hyundai (+28%, 5,2 тыс. шт.). Положительная тенденция ее роста сохраняется и в наступившем году. Далее следовали японская Hino (+216%) и Mitsubishi Fuso, реализовавшая в 2011 г. немногим более 1 тыс. машин.
Согласно данным Минпромторга РФ, рынок грузовых автомобилей за январь-сентябрь 2012 г. вырос на 14,6% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) до 111,7 тыс. шт.
Рынок грузовиков растет быстрыми темпами, при этом доля российских производителей (в настоящее время на них приходится около 75% всех поставок) постепенно уменьшается. Неоспоримым плюсом для потребителей станет широкий выбор техники на рынке и снижение отпускных цен. Потребитель сможет приобретать импортную технику, ключевыми критериями которой являются: высокая производительность, надежность, простота управления и обслуживания, возможность эксплуатации в суровых климатических условиях.
Экспортно-импортные отгрузки грузовых машин. Импорт грузовых автомобилей в РФ за январь-сентябрь 2012 г. увеличился на 30,7% до 89,9 тыс. шт. на $2677,8 млн. При этом большая часть – 86,4 тыс. машин на $2149,5 млн. – была ввезена из стран дальнего зарубежья, а 3,5 тыс. шт. на $528,3 млн. – из стран СНГ.
За январь-август 2012 г. в Россию ввезено 8,9 тыс. готовых грузовиков Hyundai. Второе место поделили MAN и Ford (по 7 тыс. шт.), за ними идут Mercedes-Benz (6,4 тыс.), Volvo (3 тыс.), Scania (2,9 тыс.) и Iveco (3,1 тыс.).
Экспорт грузовых автомобилей из России за январь-сентябрь 2012 г. вырос в 1,6 раза и составил 13,7 тыс. шт. на $386,7 млн. В страны дальнего зарубежья было экспортировано 1,3 тыс. грузовиков на $81,2 млн., в страны СНГ – 12,4 тыс. шт. на $305,4 млн. При этом, в январе-августе, согласно данным “АСМ-холдинга”, экспорт грузовиков “УралАЗ” за 10 месяцев вырос на 70%, “ГАЗ” – на 13%, сообщила Группа “ГАЗ”.
ОАО “КАМАЗ” снизило экспорт в III квартале 2012 г. по отношению ко II кварталу на 21% до 1476 машин и машинокомплектов, а по сравнению с III кварталом 2011 г. – на 8,7%.
Экспорт в Казахстан, основной зарубежный рынок КАМАЗа, в III квартале по сравнению со II кварталом сократился на 37% до 813 шт. Поставки в Украину (2-е место) – на -13% до 199 машин.
По итогам девяти месяцев 2012 г. КАМАЗ еще сохраняет положительную динамику экспорта (рост на 19% – более 5,0 тыс. шт. при общем объеме продаж 34,8 тыс. ед.), но по итогам года может быть снижение (в 2011 г. – 6166 грузовиков, 13% производства). План на 2012 г. – более 6 тыс. шт. из 48,6 тыс. произведенных машин и комплектов (около 12,5%).
В будущем КАМАЗ рассчитывает на рост экспорта: в 2015 г. – до 20% от объема продаж, который составит 70 тыс. машин и машинокомплектов, в 2020 г. – 30% (при объеме 100 тыс. шт.), говорится в стратегии развития компании. Корректировать стратегию развития в настоящее время не планируется.
КамАЗ, вероятно, будет наращивать экспорт, прежде всего, за счет дальнего зарубежья. Завод подготовил линейку грузовой техники стандарта Евро-5, поставки начнутся в 2013 г. (объемы пока не определены). Однако компания пока не планирует увеличивать число зарубежных сборочных площадок, на которые поставляются машинокомплекты. В настоящее время сборка ведется в Казахстане, Вьетнаме, Индии, в 2012 г. стартовала сборка спецтехники в Литве.
Проблемы рынка грузовых автомобилей. Общий парк грузовиков растет, но особого его обновления не наблюдается. На 1 января 2012 г. в РФ зарегистрировано более 5,5 млн. грузовых транспортных средств, из них более 2 млн. – экологического класса Евро-0 и Евро-1. Почти треть грузового автопарка России морально устарела. У более чем 60% грузовиков срок эксплуатации превышает 10 лет и они имеют худшие экономические и экологические параметры и повышенные эксплуатационные затраты. Средний возраст парка составляет 17,5 лет, ежегодно списывается всего около 5% техники. Лишь на Дальнем Востоке уровень списания составляет 11% в год из-за массированного ввоза автотехники из Японии и Республики Корея.
Проблема заключается как в высоких кредитных ставках на покупку грузовых автомобилей (если в Европе лизинговая ставка составляет максимум 4%, то в РФ – 8-9%, а ставка по автомобильным кредитам – 2-3% против 15% соответственно, так и в повышенных ценах (в среднем на 20-25% выше, чем в Европе. Если реально разобраться с проблемой ценообразования и лизинговой ставки, можно уже в 2015-2017 гг. обеспечить норматив обновления транспортных средств на уровне 10-12% ежегодно. Даже если от 5,5 млн. существующих ныне в России грузовиков останется 3 млн., но только качественных, эффективность их использования будет гораздо выше, а транспортная составляющая в цене товара – ниже. Если ежегодно будет обновляться 10% российского парка грузовиков с полной массой от 3,5 до 40 т, потребуется выпуск не менее 400 тыс. автомобилей в год.
Насыщение рынка наступает при продажах 1 тыс. грузовиков на 1 млн. населения; этот показатель в России будет достигнут к 2020 г., заявил генеральный директор MAN Truck & Bus Production Rus Т. Шнайдерхайнце.
Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности РФ, к 2020 г. продажи грузовиков достигнут, по базовому сценарию, 186 тыс. шт. (выше уровня 2010 г. почти втрое), автобусов – 26,6 тыс. (рост в 2,6 раза). При этом в настоящее время средний возраст грузовиков в стране превышает 19 лет, автобусов – достиг 14,5. Очевидно, что скоро должен начаться период глобального обновления автопарка, иначе возникнет серьезная угроза для функционирования транспортной системы. Еще один важный показатель – потребительские предпочтения крупных транспортных компаний смещаются в сторону зарубежной продукции (у тех, кто возит грузы в Европу, просто нет другого выбора из-за экологических требований).
Согласно прогнозу компании Boston Consulting Group (BCG), в 2013 г. в России будет продано около 171 тыс. грузовиков, и к 2020 г. показатель вырастет до 230 тыс. шт. в год, что в 2 раза больше, чем в настоящее время.
При этом постепенно будет сокращаться доля местных производителей, занимающих в настоящее время около 75% рынка, также уменьшится доля машин дешевого сегмента, а среднеценовой вырастет на 36% до 44% от общего объема продаж. Так что ближайшие два года – самый удачный момент для международных производителей для расширения своих позиций на российском рынке.
Производство грузовых автомобилей. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (“Росстат”), производство грузовых автомобилей всех типов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросло на 33,2% до 203,95 тыс. шт. против 153,1 тыс. шт. в 2010г. (в 2009 г. – 91,2 тыс. шт., в 2008 г. – 256,7 тыс. шт.), при этом выпуск грузовиков иностранных марок увеличился более чем вдвое. Производство тяжелых и средних грузовых автомобилей составило 94,5 тыс. шт. (+39,6%). Тем не менее выпуск грузовых автомобилей еще не достиг докризисного уровня 2008 г.
Грузовых автомобилей российских моделей произведено 180,4 тыс. шт. против 137,2 тыс. шт. в 2010 г., рост – на 31,5% (в 2009 г. – 84,2 тыс. шт., в 2008 г. – 238,83 тыс. шт.). Иностранных моделей произведено 23,5 тыс. шт., против 16,9 тыс. шт. в 2010 г., рост – на 39,1% (в 2009 г. – 7,0 тыс. шт., в 2008 г. – 18,31 тыс. шт.).
В 2011 г. производство тяжелых и средних грузовых автомобилей в РФ выросло на 54% – 112 тыс. шт. (в 2010г. реализация составила 81 тыс. шт.). В 2011 г. произошел рост продаж в обеих группах: на 22% выросли продажи средних грузовиков, на 64% – тяжелых. По оценкам ОАО “КАМАЗ”, всего в 2012 г. в России будет продано до 125 тыс. тяжелых грузовиков.
В январе-октябре 2012 г. производство тяжелых и средних грузовых автомобилей в РФ увеличилось на 1,4% к аналогичному периоду прошлого года – до 172 тыс. машин.
Прогноз производства грузовых автомобилей на 2012г., сделанный аналитической компанией “АСМ-холдинг”, составляет 180-200 тыс. шт., в том числе российских автомобилей – 150-160 тыс. шт. и иностранных моделей – 30-40 тыс. шт.
В 2006-2012 гг. географическая структура производства грузовых автотранспортных средств оставалась в целом неизменной – на Приволжский федеральный округ приходилось 85-90% общероссийского производства. Региональная структура производства грузовых автотранспортных средств в 2011 г. немного изменилась: производство в Нижегородской области составило 44% общероссийского производства; на Республику Татарстан пришлось 36%. Доли Челябинской и Ростовской областей составили соответственно 10% и 5%. На остальные регионы приходились незначительные доли данного сегмента производства.
В 2011 г. более 82% производства дизельных грузовых автомобилей пришлось на Приволжский федеральный округ, 10% – на Уральский и 5% – на Южный федеральные округа.
Российские продуценты грузовых автомобилей пока сохраняют лидерство на отечественном рынке грузовиков. По данным консалтинговой компании “АСМ-Холдинг”, за январь-август 2012 г. было выпущено более 113 тыс. российских грузовых автомобилей, почти 19 тыс. шт. зарубежных моделей собрано в России и 103 тыс. шт. ввезено. Более половины объема приходится на грузовики с полной массой до 5 т, которые наиболее востребованы.
Несмотря на рост автомобильного рынка (+16,4%) за январь-октябрь 2012 г., объем выпуска грузовых автомобилей вырос не так заметно (+5%). Ситуация на разных автомобильных заводах слишком разнится – производство существенно растет на предприятиях с участием зарубежных компаний. Конечно, это эффект низкой базы – производство только организовано и начинает набирать обороты.
За январь-октябрь 2012 г. предприятие “Вольво Восток” увеличило выпуск грузовых автомобилей Volvo до 3,05 тыс. шт. (+45% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г.), “Фузо КАМАЗ Тракс Рус” – 1,05 тыс. среднетоннажных машин (рост в 1,5 раза), “Мерседес-Бенц Тракс Восток” – 0,94 тыс. шт. (рост в 2,7 раза), “Форд Соллерс” – 3,76 тыс. фургонов Ford Transit. За январь-август 2012 г. Renault Truck собрала 944 шт., а Scania – 558 шт.
При этом доля иностранных марок в общем объеме выпуска грузовых автомобилей в январе-октябре увеличилась до 13%, годом ранее она составляла 10,5%.
Крупнейшими продуцентами грузовых автомобилей в 2011 г. были ОАО “КАМАЗ” (45,2 тыс. шт.), ООО “АЗ “ГАЗ” (24,8 тыс.), ООО “АЗ “Урал” (11 тыс.).
Производство легких коммерческих автомобилей (с микроавтобусами) в 2011 г. составило 172,6 тыс. шт. (+25%). Крупнейшие производители: ООО “АЗ “ГАЗ” (79,7 тыс. шт.), ОАО “УАЗ” (33,5 тыс.) и ООО “Соллерс-Елабуга” (11,1 тыс.).
Лидером российских продаж среди тяжелых грузовиков в 2011 г. стал КАМАЗ. Это крупнейший российский производитель в данном сегменте, занимающий 16-е место в мировом рейтинге производителей тяжелых грузовых автомобилей. Компания отгрузила 39 тыс. автомобилей для сбыта в РФ, за счет чего увеличила продажи на 38%. По прогнозам экспертов, рост продаж по итогам 2012 г. составит всего около 9%.
Среди предприятий, выпускающих российские грузовые автомобили, существенный рост отмечен в I полугодии 2012 г. на КАМАЗе (более 24,8 тыс. шт., +16,6%). На других крупных российских заводах отмечался спад производства. АЗ “Урал” снизил выпуск грузовых автомобилей на 20% до 3,76 тыс. шт., УАЗ – до 11,04 тыс. шт., но возобновил сборку грузовых автомобилей Isuzu. Снизили выпуск грузовых и специальных автомобилей “ИВЕКО-АМТ” (-20%), ООО “Чайка-НН” (-17%) и Саранский завод автосамосвалов (-29%).
КАМАЗ по итогам января-октября 2012 г. выпустил 43,8 тыс. готовых автомобилей, шасси, сборочных и ремонтных комплектов, т. е. на 16% больше, чем годом ранее. Всего по итогам 2012 г. предприятие планирует выпустить более 47 тыс. грузовых автомобилей, из них на российский рынок должно было поступить 42 тыс. шт., остальные – на экспорт (ранее планировалось увеличить производство в 2012 г. на 22% до 55 тыс. шт. и реализовать в РФ более 48,5 тыс. грузовых автомобилей – на 9% больше, чем в 2011 г.). Доля компании на рынке грузовых автомобилей России полной массой 14-40 т в начале 2012г. составляла 44%.
СП “Мерседес-Бенц Тракс Восток”, которое создано КАМАЗом и германским концерном Daimler AG, в 2012 г. планирует собрать в Набережных Челнах 2,5 тыс. тяжелых грузовых автомобилей и предполагает продать 4,5 тыс. грузовиков данной марки. По итогам 2011 г. СП собрало 1,3 тыс. тяжелых грузовиков, реализовало 3,3 тыс. машин. Таким образом, по производству рост составит 92%, по продажам – 36%. Проектная мощность на начальном этапе 4,5 тыс. грузовиков в год может быть увеличена до 10 тыс. машин.
КАМАЗ сформировал бизнес-план на 2013 г., который предусматривает небольшой рост производства к уровню 2012 г. Между тем отмечено несколько факторов, которые могут негативно влиять на уровень продаж КАМАЗа в 2013 г., так как у компании нет уверенности, что клиенты готовы будут заплатить за стандарт Евро-4 на 200-250 тыс. руб. больше, чем в настоящее время стоит автомобиль.
Кроме того, отрицательно на позициях КАМАЗа сказывается неравная конкуренция на российском рынке, так как в Россию ввозятся дешевые автомобили китайского и южнокорейского производства стандарта Евро-2, не соответствующие сегодняшним техническим требованиям. КАМАЗ уже обратился по этому поводу в органы федеральной власти, в связи с чем не исключено, что они будут вынуждены запретить эксплуатацию достаточно большого количества автомобилей, проданных на территории Российской Федерации, по причине их опасности для движения.
ОАО “КАМАЗ” начало в Литве сборку автомобилей для европейского рынка. Ежегодно на этом заводе, который станет первым подобным предприятием в странах Евросоюза, будет выпускаться до 2 тыс. автомобилей. Специализированные автомобили будут поставляться как на местный рынок, так и в страны ЕС. В плане развития литовского СП до 2020 г. предусмотрено увеличение доли экспортных продаж до 40%.
У КАМАЗа уже есть сборочные предприятия в Казахстане, Вьетнаме, Иране, Пакистане и Индии. Но основной объем экспорта компании традиционно приходится на СНГ, в первую очередь Казахстан и Украину. В 2011 г. КАМАЗ поставил на экспорт около 6 тыс. грузовиков при общем объеме продаж более 45 тыс. машин. КАМАЗ на рынке Восточной Европы может рассчитывать на небольшую долю, в первую очередь благодаря низкой цене по сравнению с иностранными игроками.
Создавая в Беларуси с объединением “МАЗ” совместную компанию “Росбелавто” с учетом оценки двух предприятий, КАМАЗ планирует укрепить позиции на мировом рынке тяжелой коммерческой автотехники.
Для расширения поставок продукции на Кубу в 2012 г. КАМАЗ поставил в эту страну комплекты оборудования по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей для организации трех сервисных центров.
Вторым по масштабу продуцентом тяжелых грузовых автомобилей в РФ является “УралАЗ” (Группа “ГАЗ”), продавший в 2011 г. 10 тыс. машин и продемонстрировавший рост продаж на 4%, однако в начале 2012 г. продажи грузовиков “Урал” упали на 37%.
Выпуск грузовых автомобилей на бывшем российском автогиганте – заводе “ЗИЛ” в 2011 г. составил всего 687 шт. (в основном капотные автомобили устаревших моделей). В настоящее время возрождение предприятия связано с учреждением СП “МосАвтоЗиЛ”, которое будет заниматься контрактной сборкой коммерческих автомобилей по соглашениям с такими компаниями, как Renault, Iveco, Fiat, Hyundai и, возможно, Dongfeng, в перспективе в объеме по 20 тыс. каждой марки и 2 тыс. тяжелых грузовиков последней.
Ранее к созданию производств в России международные концерны подталкивали высокие импортные пошлины (25% на автомобили) против 5-10% на комплектующие. Но ситуация может измениться после присоединения России к ВТО. В отличие от легковых машин, пошлины на которые будут плавно снижаться до 15% в течение семи лет, импортный сбор на грузовики сразу же после присоединения России к организации упал до 15%, а через три года снизится до 10%. После снижения пошлин производство иномарок в России становится выгодным только с точки зрения логистики.
Сборочные мощности иностранных продуцентов коммерческих автомобилей в РФ
I | II | III | IV |
MAN | Санкт-Петербург | 6 | ТГА |
Scania | Санкт-Петербург | 7,5 | ТГА |
Volvo Trucks | Калуга | 10 | ТГА |
Renault Trucks | Калуга | 5 | ТГА |
Renault Trucks | Новоуральск, “АМУР” | В перспективе | СГА |
Volkswagen | Калуга | В перспективе | ЛГА |
IVECO | Нижний Новгород, “ИВЕКО-АМТ” | 10 | ЛГА |
Fiat, IVECO | Москва, “МосАвтоЗиЛ” | В перспективе, 20+20 | ЛГА |
Renault | Москва, “МосАвтоЗиЛ” | В перспективе, 20 | ЛГА |
Hyundai | Москва, “МосАвтоЗиЛ” | В перспективе, 20 | ЛГА, ТГА |
Hyundai | Таганрог, “ТагАЗ” | 1 | ЛГА, ТГА |
Hyundai | Калининград, “Автотор” | 1 | ЛГА |
Dongfeng | Москва, “МосАвтоЗиЛ” | В перспективе, 2 | СГА, ТГА |
Mercedes-Benz | Нижний Новгород, “ГАЗ” | 25 | ЛГА |
Mercedes-Benz | Набережные Челны, “КамАЗ” | 10 | ТГА |
Ford | Набережные Челны, “Sollers” | 10 | ЛГА |
Mitsubishi Fuso | Набережные Челны, “КамАЗ” | 1-3 | ЛГА |
Isuzu | Ульяновск | 10 | ЛГА, ТГА |
BAW | Ульяновск | 40 | ЛГА, СГА |
Тата | Новоуральск, “АМУР” | В перспективе | ЛГА |
FAW | Новоуральск, “АМУР” | В перспективе | ЛГА |
FAW | Миасс, “УралАЗ” | В перспективе, 10 | ТГА |
Foton Motors | Дзержинск | В перспективе | ГА |
Norinco | Махачкала, ОАО “Авиаагрегат” | В перспективе, 30 | ЛГА |
Примечание. I – компания; II – местонахождение предприятий; III – мощность (тыс. шт.); IV – типы производимых коммерческих машин (ЛГА – легкие грузовые автомобили, ТГА – тяжелые грузовые автомобили, СГА – средние грузовые автомобили).
Рынок автобусов. Продажи автобусов (с учетом микроавтобусов) в 2011 г. составили 60,6 тыс. шт., в 2010 г. – 50,6 тыс. шт. (рост на 19,8%), из них продажи новых автобусов иностранных моделей, включая автобусы, собранные в России (7,4 тыс. шт.), составили 20,17 тыс. шт. (+57,2%).
Рынок автобусов (с учетом микроавтобусов) останется на уровне или несколько возрастет по сравнению с 2011 г. (на 5-10%, до 65 тыс. шт.), но доля отечественных автобусов будет снижаться с учетом присоединения России к ВТО, и увеличится выпуск автобусов иностранных моделей.
Согласно данным Минпромторга РФ, рынок тяжелых и средних автобусов за январь-сентябрь 2012 г. вырос до 15,2 тыс. машин (+7,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года).
Для восстановления рынка автобусов характерны более медленные темпы по сравнению с рынками легковых и грузовых автомобилей. Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов.
Производство автобусов (с учетом микроавтобусов) в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросло на 3,5% до 46,8 тыс. шт. против 45,2 тыс. шт. в 2010 г. (в 2009 г. – 34,9 тыс. шт., в 2008 г. – 67,01 тыс. шт.).
Производство отечественных автобусов в 2011 г. выросло только на 1,8% до 39,5 тыс. шт., в том числе вахтовых автобусов произведено 884 шт. (+45,6%), а производство иностранных моделей выросло на 14,2% до 7,3 тыс. шт. Выпуск автобусов в прошлом году составил только 69,8% докризисного уровня производства 2008 г. В 2011 г. было произведено 26,2 тыс. шт. микроавтобусов, в 2010 г. – 29,1 тыс. шт. (снижение производства на 10%).
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), производство автобусов в РФ в январе-октябре 2012 г. составило 45,3 тыс. шт. (+37,9% к аналогичному периоду прошлого года), троллейбусов – 230 шт. (+21%).
Крупнейшими в 2011 г. продуцентами автобусов были ООО “ПАЗ” (9,9 тыс. шт.) и ООО “ЛиАЗ” (2,3 тыс.).
В 2011 г. рост производства автобусов зафиксирован на заводах “ПАЗ”, “ЛиАЗ”, “ГолАЗ”, КАвЗ”, АЗ “ГАЗ” (микроавтобусы), “СТ Нижегородец”, “ТагАЗ”, “БАУ Мотор Корпорейшен” и “УралАЗ” (вахтовые автобусы). Падение производства автобусов отмечено на предприятиях ВАП “Волжанин”, “УАЗ”, “Мичуринский автобус”, “Ростовский автобусный завод”, “НефАЗ” и “Кузбасс-Авто”.
В 2011 г. Группа “ГАЗ” (автобусные заводы “ПАЗ”, “ЛиАЗ”, “КАвЗ” и “ГолАЗ”) сохранила лидирующие позиции на российском автобусном рынке с долей 64%. Объем продаж вырос на 22% по отношению к 2010 г. и достиг 13,2 тыс. шт. За отчетный период экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья вырос на 26% за счет отгрузки автобусов всех классов в Никарагуа и Сербию. Выручка от реализации автобусов составила 25 млрд. руб.
В 2011 г. продажи “ЛиАЗ” выросли на 74% по сравнению с прошлым годом – до 2,3 тыс. автобусов; “ПАЗ” – на 15% – более 9,9 тыс. автобусов малого и среднего класса; Курганского автобусного завода (“КАвЗ”) до 0,8 тыс. шт., из них 169 машин были отгружены в Республику Никарагуа; Голицынский автобусный завод (“ГолАЗ”) выпустил 209 междугородных и туристических автобусов.
В 2011 г. Нефтекамский автозавод (“НефАЗ”, входит в группу “КАМАЗ”) решил собирать автобусы бразильского концерна MarcoPolo на базе шасси “КАМАЗ” (проектная мощность – 3 тыс. машин). “АМУР” ведет переговоры со словенским концерном Troliga Bus и китайским Lifan (ранее возможность сотрудничества обсуждалась с Renault Trucks и FAW, но, судя по всему, результата это не дало).
Прогноз по производству автобусов (включая микроавтобусы) на 2012 г., сделанный аналитической компанией “АСМ-холдинг”, составляет 45-50 тыс. шт. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)