Машиностроение Украины и мира

Украина: судостроение будет упадочным и убыточным без продуманной государственной поддержки

30 января в Николаеве общественное движение “Украинский выбор” организовало круглый стол, посвященный проблемам и перспективам кораблестроительной промышленности, а также вопросам сотрудничества в этом вопросе с Таможенным союзом. В заседании круглого стола приняли участие судостроители Украины и России, ведущие ученые-экономисты, представители структур Таможенного союза. В связи с этим, лидер “Украинского выбора” Виктор Медведчук написал в своем блоге, что, “хотя Украине досталось более трети всех мощностей союзного судостроения, сейчас эта отрасль потеряла стратегическое значение”.

“Между тем, судостроение имеет огромную социальную и государственную важность. Редкая отрасль народного хозяйства столь же сильно влияет на развитие смежных производств и технологий – приборостроение, цветная металлургия, двигателестроение развиваются или приходят в упадок синхронно с судостроением. Одно рабочее место в этой отрасли обеспечивает занятость в смежных отраслях до десяти работников. Но при всем потенциале судостроение будет совершенно упадочным и убыточным без продуманной государственной поддержки, что и доказывает опыт украинских корабелов времен независимости. Украинские предприятия, которые строили знаковые в истории кораблестроения суда, сейчас радуются подрядам на производство корпусов или понтонов – т. е., “черновой”, в общем, работе. При этом предприятия загружены не более чем на 40%. Отрасль требует комплексного и профессионального подхода, что для нынешней украинской экономической политики является большой редкостью”, – написал политик.

Он напомнил, что с 1 января стартовал эксперимент по созданию украинскому судостроению благоприятных условий работы. “Парламент принял закон о государственной поддержке отрасли, действие которого рассчитано на десять лет. Будет ли он в достаточной степени эффективным? Рискну предположить, что нет. Госгарантии по кредитам, освобождение от пошлины на ввоз иностранных комплектующих и незначительные налоговые льготы могли бы подтолкнуть к развитию успешно работающие предприятия, но они не спасут тонущую отрасль. В первую очередь, судостроению нужны заказы, а потом уже льготы”, – отметил Медведчук.

“Особенностью отрасли является то, что данная сфера ориентирована, преимущественно, на экспорт. Соответственно, отрасль напрямую зависит от внешней экономической политики государства. Естественно, наиболее реальным заказчиком для наших предприятий продолжает оставаться Россия, что подтверждается и практикой. Если сейчас те заказы, которые делают, например, норвежские компании, касаются сборки корпусов, то Россия является основным заказчиком полнокомплектного производства. Именно для российских компаний впервые в истории независимого украинского кораблестроения были созданы серийные полнокомплектные суда, такие как траулер-рыбозавод “Генерал Трошев” (Черноморский судостроительный завод) или танкер-продуктовоз “Либерти” (Херсонский судостроительный завод). Тем более перспективным российский рынок является в свете принятой недавно в РФ стратегии по развитию военного и гражданского флотов. Лишь прокладка Северного морского пути и освоение шельфа потребуют более тридцати платформ и более 150 судов до 2030 г. И это без учета других проектов. При адекватной внешней политике государства украинские корабелы могли бы на многие годы обеспечить производственные мощности выполнением российских заказов в рамках этой программы”, – уверен лидер общественного движения. (РБК-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version