Потребность России в промысловых судах до 2025 г. оценивается Минпромторгом в 400 единиц различного тоннажа и назначения. В министерстве уверены: российские судостроители имеют возможность удовлетворить от 60% до 90% этого спроса.
В утвержденной госпрограмме “Развитие судостроения на 2013-2030 гг.” отмечено, что система законодательной поддержки данной отрасли в России только начинает создаваться. С 2009 г. в бюджет страны включаются целевые статьи расходов, реализуется комплекс налоговых, таможенных и иных льгот (субсидий). К примеру, для судовладельцев, регистрирующих свои суда в Российском международном реестре судов, предусмотрены льготные налоги на добавленную стоимость при приобретении судна, прибыль, имущество, транспортный налог, страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с заработной платы.
В качестве примера в программе приводится и оценка финансовых прогнозных показателей (с учетом действующих льгот) от сдачи в аренду судна – сейсмического “НИМ Катамаран”, концептуальный проект которого был разработан в рамках ФЦП “Развитие гражданской морской техники” на 2009-2016 гг. Утверждается, что использование льгот позволило увеличить чистую прибыль судовладельца на 49%, а срок окупаемости судна – снизить с 10 до 7 лет.
Меры поддержки российского судостроения необходимо предусмотреть и в последующих нормативно-правовых актах, говорится в госпрограмме. В части развития отечественного рыбопромыслового флота указывается на необходимость внесения изменений в Федеральный закон “О рыболовстве…” – с целью создания условий для строительства судов рыбопромыслового флота в российских судостроительных организациях.
Также планируется рассмотреть возможность создания правительством Фонда утилизации морских рыбопромысловых судов возрастом 26-30 лет и более. Средства этого фонда могут использоваться исключительно на цели строительства новых рыбопромысловых судов, т. е. засчитываться как целевой взнос компании-лизингополучателя. “Принятие этих и иных мер обеспечит пополнение портфеля заказов организаций российского судостроения”, – говорится в госпрограмме. Правда, более конкретной информации о создании утилизационных фондов в документе не содержится – “схема их формирования и функционирования подлежит специальной проработке”.
В общей сложности разработчики госпрограммы подсчитали, что потребность России в промысловых судах до 2025г. составляет примерно 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд. руб. “Российские судостроительные организации имеют возможность почти полного (до 90%) удовлетворения внутреннего спроса на средние и малые суда, а на большие океанские суда до 60%”, – утверждают специалисты Минпромторга.
Решение задачи обновления промыслового флота сопряжено с необходимостью разработки ряда мер господдержки и регулирования. Как отмечается в программе, в их числе следует рассматривать создание лизинговых компаний, ограничение доступа на российский рынок старых зарубежных судов, а также пересмотр принципов квотирования.
В ноябре 2012 г., на обсуждении проекта госпрограммы развития судостроения в правительстве, министр промышленности и торговли Денис Мантуров подчеркнул: формат работы по предоставлению квот “под киль” уже согласован с Минсельхозом. Вместе с тем и сам рыбопромышленники, и Федеральное агентство по рыболовству на протяжении последних лет настаивали на недопустимости изменения подобным образом принципов квотирования. После утверждения государственной программы рыбацкая общественность подготовила ряд контрпредложений , которые помогли бы соотнести интересы судостроителей и рыбаков.
Кроме того, программой развития судостроения предусматривается разработка типовых проектов универсальных судов, “удовлетворяющих требованиям различных компаний, с целью повышения серийности заказываемых судов”. Уже заказаны проекты современного большого тунцеловного сейнера и большого морозильного траулера для добычи ставриды в Тихом океане. Стоимость работ составляет 75 млн. руб. Однако, по оценке экспертов, уже сейчас очевидно: эти суда никогда не будут востребованы. (Журнал “Fishnews”/Машиностроение Украины, СНГ, мира)