ВЭБ может возобновить переговоры о продаже концерна “Тракторные заводы” (КТЗ) долг которого, по неофициальной информации, – около 60 млрд. руб. Такой вариант обсуждался на наблюдательном совете банка; среди потенциальных претендентов на КТЗ – государственный УВЗ и “Русские машины” Олега Дерипаски, которые давно интересуется концерном. Однако они хотят получить наиболее привлекательные активы КТЗ, тогда как банк рассчитывает продать концерн целиком.
О том, что ВЭБ может возобновить переговоры о продаже подконтрольного ему концерна “Тракторные заводы”, рассказали несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, такое решение было принято на наблюдательном совете ВЭБа 18 марта. Один из собеседников говорит, что тогда “состоялась дискуссия о дальнейшей судьбе КТЗ” между председателем наблюдательного совета премьер-министром Дмитрием Медведевым и членами совета – вице-премьерами Аркадием Дворковичем и Дмитрием Рогозиным, министром экономического развития Андреем Белоусовым и председателем ВЭБа Владимиром Дмитриевым. Обсуждение началось с предложения ВЭБа отменить принцип неделимости активов КТЗ, для того чтобы продать один ключевой актив вагонного дивизиона концерна “Промтрактор-Вагон”. Это необходимо, для того чтобы погасить часть долга КТЗ перед синдикатом из 16 банков – первый крупный платеж по кредиту (13,3 млрд. руб.) предстоит в июне. По данным собеседников, изначально за отмену принципа неделимости высказался Аркадий Дворкович.
Однако, по информации источника, против продажи завода “Промтрактор-Вагон” выступил Андрей Белоусов, который заявил, что это “не спасет” ситуацию с долговой нагрузкой компании в целом. Белоусов предложил снова провести переговоры о продаже концерна целиком с двумя потенциальными претендентами на КТЗ – государственной НПК “Уралвагонзавод” (УВЗ) и “Русскими машинами” Олега Дерипаски. На наблюдательном совете отмечалось, что если принцип неделимости активов концерна будет снят, то потенциальные покупатели будут претендовать на самые привлекательные предприятия железнодорожного и военного дивизионов, а остальные активы, например по производству сельхозтехники, “никто не купит”.
В итоге предложение о возобновлении переговоров по продаже КТЗ “единым лотом” было поддержано Дмитрием Медведевым. Источник рассказывает, что “на переговоры решили отвести порядка двух месяцев”. “В качестве дальнейшего варианта развития событий обсуждалось, что если переговоры о целостной продаже не увенчаются успехом, то наблюдательный совет снимет принцип целостности активов концерна, чтобы распродавать их по частям”, – утверждает собеседник. При этом он добавляет, что “пока не совсем понятно”, каким образом реализовать продажу активов КТЗ по частям и “не вызовет ли это недовольство у крупнейших участников банковского синдиката – например, Сбербанка и ВТБ”.
Источник утверждает, что на наблюдательном совете в том числе обсуждался вариант продажи активов через банкротство. “Но для реализации этого сценария необходимо предварительно вывести из периметра КТЗ стратегический “Курганмашзавод”, который производит военную технику”, – говорит собеседник. Представители ВЭБа и глава КТЗ Михаил Болотин отказались от комментариев. В УВЗ сказали, что “ничего не знают о решениях ВЭБа по поводу КТЗ”. В “Русских машинах” сообщили, что будут “участвовать в переговорах по КТЗ”, но “финальное решение будет зависеть от предложенных условий”.
КТЗ объединяет 17 предприятий в России, Германии, Дании, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине. Основные направления – военное, железнодорожное, сельскохозяйственное дорожно-строительное и промышленное машиностроение. По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ по итогам 2012 г. – около 53 млрд. руб., выручка российских предприятий – 45,5 млрд. руб. Из них на гражданскую продукцию пришлось 34,9 млрд. руб., на военную -10,7 млрд. руб. Убыток КТЗ в 2012 г. – 0,92 млрд. руб. Общий долг КТЗ на конец прошлого года – 59,5 млрд. руб.
ВЭБ получил 100% акций КТЗ от основного акционера концерна Михаила Болотина и его партнера Альберта Бакова в 2010 г. в обмен на кредит 15 млрд. руб. Ключевыми условиями сделки был возврат собственникам КТЗ 100% акций после выплаты кредита в 2017 г. и сохранение старого менеджмента. Но уже весной 2011 г. ВЭБ объявил конкурс на выбор компании для антикризисного управления КТЗ. Помимо компании Михаила Болотина заявки на него подали УВЗ и “Русские машины”. Но итоги конкура так и не были подведены – старый менеджмент продолжил управление концерном. Летом прошлого года ситуация вновь обострилась – ВЭБ рассматривал вариант не только смены менеджмента, но и пересмотра условия договора купли-продажи акций КТЗ, но Михаилу Болотину вновь удалось сохранить контроль над ситуацией.
Михаил Пак из “Атона” считает, что “экономически более обоснован” вариант с распродажей активов по частям, но “его реализовать тяжело из-за потенциального банкротства”, а также из-за сложностей с продажей проблемных предприятий. “На этом фоне Михаил Болотин может вновь сохранить контроль над ситуацией, убедив ВЭБ не менять менеджмент до улучшения финансовых показателей”,- считает эксперт. (Коммерсант/Машиностроение Украины, СНГ, мира)