Машиностроение Украины и мира

Украина: правительство хочет возродить судостроительную промышленность

С 1 января стартовал экономический эксперимент в судостроительной отрасли Украины, направленный на ее возрождение. Основанием стало принятие парламентом республики закона “О проведении экономического эксперимента относительно государственной поддержки судостроительной промышленности”. Действие закона рассчитано на 10 лет (2013-2023 гг.).

Как указано в преамбуле закона, инициатива государства направлена на повышение эффективности производственного, научно-технического и экспортного потенциала украинского судостроения. Предусматривается восстановление внешней конкурентоспособности судостроительной продукции, привлечение инвестиций в отрасль. Ожидается, что в условиях эксперимента предприятия судостроения смогут сократить затраты и пополнить оборотные средства.

Согласно нормам закона, основными рычагами господдержки будут государственные гарантии предприятиям по иностранным кредитам и обязательствам перед иностранными заказчиками (по внешнеэкономическим судостроительным контрактам), а также удешевление кредитов заводам (за счет частичной компенсации государством ставки коммерческих банков). Предусматривается также предоставление льгот по уплате налогов и сборов, в том числе путем восстановления специальных режимов налогообложения. Отмечается, что данная норма является одной из наиболее актуальных после фактической отмены льготного режима судостроительных свободных экономических зон Украины.

Важной для судостроителей является также норма об освобождении от НДС и таможенных платежей. Ожидается, что данный пункт, охватывающий операции по ввозу на таможенную территорию товаров (продукции), используемых для строительства, ремонта, модернизации морских, речных судов, а также плавсредств, позволит судостроительным предприятиям перейти к полнокомплектному строительству.

По оценке парламента, приведенной в обоснование законодательной инициативы, сегодняшний уровень износа основных фондов в судостроительной отрасли превысил 70%. Налицо острый дефицит оборотных средств у предприятий судостроения, отсутствие загрузки, низкий уровень заработной платы, высокий отток кадров в пользу стран-производителей судостроительной продукции ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время Украина восстанавливает полнокомплектное судостроение. Херсонский судостроительный завод (ХСЗ), входящий в структуру инвестиционной группы “Смарт-холдинг”, построил первый за годы независимости Украины полнокомплектный танкер. Предназначенное для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов судно является первым в серии из 3 ед., заказанной холдингом SVL (Мальта). Общая сумма контракта с мальтийским заказчиком – более $50 млн.

Танкер “река-море” (дедвейтом 7 тыс. т, длина – 140,8 м; ширина в миделе – 16,86 м; высота борта – 6 м) строится под требования морского Регистра судоходства РФ ECO-S. Конструкция обеспечивает раздельное хранение груза (имеется 6 грузовых и 2 отстойных танка).

Как отметил глава судостроительного подразделения Smart Maritime группы “Смарт-холдинг” А. Юрков, полнокомплектное судостроение является стратегической целью для компании, которая намерена закрепиться на рынке полнокомплектного среднетоннажного судостроения с опорой на зарубежного заказчика. Данный заказ является ключевым для ХСЗ, так как обеспечивает загрузку предприятия до конца 2013 г. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version