В октябре 2012 г. пассажирам самого быстрого в Украине электропоезда Hyundai Rotem было от чего ахнуть. На подъезде к Киеву их обогнал состав, мчавшийся со скоростью 170 км/ч. Как выяснилось позже, это был новый поезд Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). Испытательный пробег – а именно его наблюдали пассажиры – нашумел в новостях. Опытный образец оказался не только дешевле импортного аналога – железнодорожное ралли лишило корейского конкурента статуса самого скоростного поезда страны.
В правительстве радость отечественных вагоностроителей не разделили, пишет Forbes.ua. Один из бывших менеджеров КВСЗ слышал, что своих должностей лишились начальник участка, позволивший испытателям развить предельную скорость, и еще несколько сотрудников “Укрзализныци”.
Раздраженная реакция объясняется просто. Скорость и разумная цена были главными аргументами правительства в пользу приобретения поездов корейского, а не отечественного производства. Но и основному владельцу КВСЗ 70-летнему Владимиру Приходько отступать некуда. Иначе его бизнес с выручкой $900 млн. и чистой прибылью под $100 млн. окажется в стратегическом тупике.
Когда обсуждался вопрос закупки скоростных поездов, Приходько пообещал премьер-министру Николаю Азарову изготовить их в срок при условии, что “Укрзализныця” своевременно подпишет и профинансирует контракт с КВСЗ. Премьер в этом усомнился. “Тогда Приходько ему в глаза сказал, что он первый премьер-министр, который не верит его слову, – вспоминает Немилостивый. – Все удивлялись такой смелости. Но потом, насколько я слышал, премьер признал, что это (закупка импортных поездов) было ошибочным решением”. Азаров пообещал отказаться от закупок корейской техники в пользу КВСЗ.
Судный день для корейских поездов настал в декабре 2012 г. С приходом холодов составы Hyundai начали ломаться и выбиваться из графика. На выручку застрявшим посреди чистого поля пассажирам приходили отечественные тепловозы. О том, что не следовало покупать корейскую технику, сказал в январе 2013 г. и президент.
Вскоре у Приходько появится шанс отыграться. В конце марта “Укрзализныця” утвердила технические требования к новым электричкам, которые она будет покупать вместо отработавших свое. Первый заместитель гендиректора компании Николай Сергиенко в письменном ответе Forbes сообщил, что в числе потенциальных поставщиков она видит КВСЗ, “Лугансктепловоз”, Hyundai, Skoda и польскую Pesa. Условия к кандидатам: приемлемая цена, локализация производства и обеспечение финансирования закупок. Шансы КВСЗ привлечь дешевый кредит для “Укрзализныци” под закупку собственной техники куда ниже, чем у иностранцев, которые могут рассчитывать на помощь своих эксимбанков.
Новый министр транспорта Владимир Козак пока воздерживается от четких сигналов в адрес КВСЗ, но Приходько настроен на реванш. “Что меня поражает в президенте Крюковского вагонзавода – так это его способность воспринимать новое, – отмечает Прохоров из УСПП. – Мы недавно праздновали его 70-летие, а он только и говорит о том, как обеспечить доступ к скоростному Интернету в вагонах или внедрять информационные технологии у себя на заводе”. (Trans-Port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)