В марте “ВТБ Лизинг” стал одним из учредителей российско-китайской компании по производству буровых. Генеральный директор компании Андрей Коноплев рассказал о том, как возникла идея совместного бизнеса, его перспективах и тенденциях нефтесервисного рынка.
– Вы в прошлом году создали совместное предприятие, и теперь “ВТБ Лизинг” – один из учредителей ООО.
– “ХунХуа СНГ”. Да, забавное название.
– Что это вообще за идея такая – переводить производство китайских буровых в Россию?
– Идея создания совместного предприятия возникла спонтанно во время визита официальной делегации в Пекин в прошлом году. “ВТБ Лизинг” тогда заключал с Экспортно-импортным банком Китая соглашение о кредитной линии. Наши коллеги из “Уралвагонзавода” (УВЗ) подписывали соглашение с китайскими машиностроителями, производящими вагоны и локомотивы.
– И, как водится, на фуршете.
– На государственном обеде на четыре часа. Для китайцев еда – это культ, двадцать перемен блюд, все очень формально. Мы с Олегом Сиенко (генеральный директор НПК “Уралвагонзавод”) давно знакомы, много вагонов у УВЗ покупали. С китайцами (Honghua Group Limited) мы договаривались по поводу запчастей для наших буровых. Разговорились. Выяснилось, что комфортнее вместе работать в России. Honghua давно хотела стать более российской, потому что у многих нефтяных компаний сейчас требования, чтобы бурили на российском оборудовании. Мы к тому моменту уже поняли, как выглядит этот рынок, предыдущие 30 буровых активно использовались клиентами. Пять заказанных российских и немецких буровых разошлись как горячие пирожки. Для компании стало важно удовлетворять потребности новых клиентов, которые приходят и просят еще и еще станков. Так все и сложилось.
– А для “Уралвагонзавода” в чем целесообразность такого сотрудничества? Они же и так буровые производят.
– Да, производят легкие мобильные буровые, но это другая технология, другой класс. Развитие собственной технологической компетенции – всегда время. Метод проб и ошибок, а клиенты очень капризные: не купил у тебя – купит у соседа.
– И каковы роль и обязательства “ВТБ Лизинг” в этом новом ООО?
– “ВТБ Лизинг” обеспечивает долгосрочное финансирование приобретения установок, работает с потенциальными и имеющимися клиентами. Можно сказать, деньги и сбыт. Сбыт – в том смысле, что мы знаем потребителей, тех, кому нужны эти буровые. Когда просто приходят китайцы на рынок и говорят “купите у нас буровые”, отношение к ним настороженное. Все-таки новые люди, новая компания. Мы же локальные участники рынка и не только продаем установки, но и передаем в лизинг или аренду. Как показывают расчеты, буровая установка, произведенная здесь совместно с Honghua, будет дешевле чисто российской.
– То есть вы, по сути, сами у себя будете эти буровые покупать?
– Нет, не у себя, а у компании ООО “ХунХуа СНГ”.
– Вы являетесь ее акционером?
– Да, у нас 25%. Этого достаточно для закрепления своих позиций на рынке и сотрудничества с УВЗ и “ХунХуа”, возможности относительного контроля себестоимости.
– В менеджмент пойдете?
– Зачем нам заниматься менеджментом? У компании есть производственные и инженерные компетенции. Мы можем адекватно управлять финансовыми потоками, но это точно не технический менеджмент. “ВТБ Лизинг” не является производственной компанией. Наша основная функция – это все-таки предоставлять финансирование для обновления основных фондов.
– Но вы рассчитываете участвовать в распределении прибыли этой компании?
– Естественно, проект должен приносить прибыль. Но главная цель – занять свою нишу на рынке, так как в последние годы наблюдается повышенный спрос на буровые установки.
– Вы сказали, что производство буровых на этом российско-китайском заводе обойдется дешевле. За счет чего?
– Хотя бы просто потому, что Honghua – второй по величине покупатель комплектующих в мире. Они закупают очень много, поэтому у них минимальные цены. Это раз. Два – у них эффективная инженерная база. Поэтому они могут быстро перекомпоновать свои буровые под желание заказчика. Прямо так на планшете подвигали, сохранили модель, и готово – тут же соберут.
– Уже выбрали производственную площадку?
– Да.
– Где?
– В Башкирии, в Ишимбае, завод “Витязь”, он входит в структуру “Уралвагонзавода”. Китайцы объезжали несколько точек, которые предложил УВЗ, выбрали эту как самую технически подготовленную. И логистика там достаточно удобная. Это исторически нефтесервисный регион, там есть и хорошие инженеры, и производители комплектующих. И плюс достаточно быстро администрация республики предложила китайской стороне определенный набор преференций. Это очень важно. До этого Honghua 2,5 года потратила в попытках начать производство в свободной экономической зоне в Поволжье. Сделали бизнес-план, прошли через администрацию и столкнулись с проблемой электрификации – строить подстанцию в чистом поле. На площадке УВЗ это полноценное действующее предприятие.
– Когда начнут производство?
– Прилагаем все усилия, чтобы летом были произведены первые буровые установки. У нас жесткие сроки поставки, в ноябре уже должны быть первые буровые.
– И сколько буровых хотят?
– В общей сложности около сорока до 2015 г.
– А Honghua имеет какое-то отношение к тем 30 буровым для “Северной экспедиции”?
– Да, они как раз их и производили. Мы были с ними связаны вопросами шеф-монтажа, гарантийного обслуживания, снабжения запчастями.
– То есть у вас еще по тем 30 установкам какой-то с ними договор заключен, контракт?
– Сейчас уже нет, потому что у нас теперь есть собственная техническая группа, мы уже сами знаем, где покупать запчасти, сами имеем возможность организовать ремонт. Но отношения все равно остались. А главное, приходит клиент, который говорит: “Мне бы установку такую-то”. Когда у нас отлажен процесс и покупки, и документации, и логистики с Honghua, то нам легче там купить у них, чем искать установки на другом предприятии, с которым мы не работали. Особенно если заказ большой. А одна буровая – это целый железнодорожный состав. Плюс это все-таки крупнейший китайский экспортер и второй по величине производитель буровых в мире.
– А каковы сейчас обязательства “ВТБ Лизинг” по тем 30 буровым?
– Это наша собственность, и мы ее передали в аренду.
– То есть они не проданы, а в аренде и на вашем балансе остаются?
– Да. Они и будут находиться там, я думаю, еще лет десять минимум. Тут вопрос в российской амортизации. Обычно за 3-7 лет установка амортизируется в ноль, то есть она в балансе будет у нас стоить 100 руб. А реально промышленная амортизация намного больше. В России сейчас 60% парка – это буровые установки со сроком жизни выше 25 лет. А адекватный срок жизни – это 15-18 лет.
– Сейчас главное событие на нефтегазовом рынке – поглощение ТНК-ВР “Роснефтью”. Как это отразится на вашем бизнесе? Вы же работали с подрядчиками ТНК-ВР.
– Да, работаем. С “Оренбургской буровой компанией” и с “Газпром бурением”. У “Роснефти” свое буровое подразделение – “РН-бурение”, но одна она не обладает мощностью, чтобы обеспечить все потребности “Роснефти”. У “Роснефти” есть еще шесть или семь крупных буровых подрядчиков.
– Так и логично “Роснефти” перевести все работы на месторождениях ТНК-ВР под своих подрядчиков, разве нет?
– Они не могут просто взять и передислоцировать буровые из одного конца страны в другой. Это просто нецелесообразно. Сейчас в Оренбургской области работает примерно 20 тяжелых станков. Просто взять и перевезти такие установки обойдется в $60-70 млн., да и нет сейчас в стране такого количества свободных буровых.
– Вы чувствуете спрос на новые технологии? Приходят заказчики и говорят, например, дайте станок под бурение на сланцевую нефть? Или еще какие-нибудь экзотические заказы?
– На наших станках бурят и на газ, и на нефть. И на сланцевую нефть в том числе. На одной из установок искали эту сланцевую нефть, нашли обычную. Заказчиком была американская компания, которая получила лицензию где-то в Поволжье. Наняли одного из наших клиентов, те им искали-искали, нашли обычную нефть. Американцы очень расстроились – искали сланцевую нефть, а обычная им не особо нужна. Сланцевый газ и нефть предполагают горизонтальное бурение.
– И все? Нет спроса на ноу-хау?
– Очень востребованная услуга сейчас – телеметрия. У нас есть очень динамично развивающийся клиент, которому мы помогаем инвестировать в геодезию и телеметрию. Но это финансовый лизинг. Сроки по окупаемости там очень хорошие. За четыре года они могут окупить практически любой объем инвестиций. Очень интересный сегмент. У нас есть идея поставки оборудования для гидроразрывов, потому что у нас есть доступ к такой технологии и возможность предоставлять ее в Россию. Но это как раз к теме сланцевой нефти и пока что перспектива. Буровые установки, которые у “ВТБ Лизинг”, соответствуют техническим требованиям и могут осуществлять данное бурение.
– А какой вклад лизинга нефтегазового оборудования в общий бизнес “ВТБ Лизинг”?
– Пока меньше 10% от выручки. Но мы планируем, что он вырастет до 15-20%. Основные направления – подвижные составы и авиатранспортное. Активно развиваем направления грузового и легкового транспорта, спецтехники. (РБК daily/Машиностроение Украины, СНГ, мира)
Важные сообщения:
http://ukrmach.dp.ua/2013/05/22/pravilnyj-vybor-shvejnoj-mashinki.html
http://ukrmach.dp.ua/2013/03/07/proizvodstvo-avtostekla-v-uzbekistane.html
http://ukrmach.dp.ua/2013/02/11/avtomobilnye-farkopy-iz-italii-proizvodstva-umbra-rimorchi.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/12/11/ssha-boeing-737max-dostig-etapa-utverzhdenie-koncepcii.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/12/11/ukraina-startovali-prodazhi-peugeot-408.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/12/05/ukraina-avtoimportery-obedinilis-s-chastyu-avtoproizvoditelej.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/11/08/rossiya-honda-motor-co-ltd-rasskazala-o-komplektaciyax-cr-v.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/07/22/ukraina-avtomobilnyj-rynok-v-mae-2012-goda-pokazal-rost.html
http://ukrmach.dp.ua/2012/09/24/yaponiya-mazda-motor-anonsirovala-shesterku-v-kuzove-universal.html