В сентябре новая судоверфь, построенная рядом с Бакинским заводом глубоководных оснований им. Гейдара Алиева, будет введена в эксплуатацию.
Созданием современного многопрофильного судостроительного завода занималась сингапурская судостроительная компания Keppel Offshore&Marine в партнерстве с Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) и Азербайджанской инвестиционной компанией (АИК).
Стоимость первой фазы возведения судостроительного завода определена в $405 млн., второй фазы – в $60 млн.
Церемония закладки фундамента нового судостроительного завода состоялась в марте 2010 г., а в декабре того же года участники проекта подписали учредительный договор о создании совместного предприятия ООО “Каспийский судостроительный завод”. Параллельно с обсуждением финансово-организационных вопросов началось непосредственное строительство судоверфи, окончательный вариант проекта которой разработали британская компания Royal Haskoning и нидерландская TTC. Территория судоверфи занимает 880 тыс. кв. м, а протяженность ее стапелей и причалов достигает 1300 м.
“Строительные работы на Бакинском судостроительном заводе близятся к завершению, ориентировочно в сентябре объект будет введен в эксплуатацию. Производимые здесь специализированные суда, а затем и танкера будут использоваться не только в Азербайджане, но и в соседних странах”, – сообщил в ходе недавней конференции Caspian Oil & Gas начальник Управления инвестиций SOCAR Вагиф Алиев.
Расчетная мощность предприятия предусматривает обработку и сборку порядка 25 тыс. т металлоконструкций в год. Таким образом, уже с конца 2014 г. на судоверфи ежегодно можно будет строить четыре танкера дедвейтом 15 тыс. т. Причем на втором этапе возможности Бакинской судоверфи позволят собирать наиболее востребованные сегодня на Каспии нефтеперевозчики грузоподъемностью до 60-70 тыс. т.
Одновременно на других стапелях завода можно будет ежегодно строить до четырех снабженческо-буксировочных судов, предназначенных для нужд морского нефтяного флота. “Первым судном, которое до конца года будет спущено на воду со стапелей Бакинского судостроительного завода, станет портовый буксировщик”, – заявил недавно президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев.
Мощности завода позволят производить также ежегодно ремонт и сервисное обслуживание до 80-100 судов различного тоннажа и назначения. При наличии соответствующего спроса в более отдаленной перспективе, здесь же можно будет строить сухогрузы, яхты, пассажирские теплоходы и даже корабли для Военно-морских сил и Пограничных войск страны.
Не исключено, что в дальнейшем Бакинский судостроительный завод сможет получить заказы на производство танкеров и вспомогательных судов и для других прикаспийских государств. Что касается Казахстана и Туркменистана, то у них идея строительства собственных судоверфей (в населенном пункте Курык и порту Туркменбаши) все еще находится в проектной стадии. (и-Маш/Машиностроение Украины, СНГ, мира)