Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок подшипников качения в 2012 году вырос

По оценке шведской компании SKF, в 2012 г. мировые продажи подшипников качения отрасли равнялись примерно 320-330 млрд. шв. кр., что на 1-2% превышает уровень предыдущего года. Главным покупателем подшипников качения является автомобилестроение, на долю которого приходится более 30% мировых продаж указанных изделий. Почти 40% подшипников качения приобретают предприятия легкого и тяжелого машиностроения, а также АРКП и поставщики железнодорожной и внедорожной техники. Удельный вес подшипников для замены изношенных в общих продажах достигает примерно 30%, причем на подшипники для автомобильного транспорта приходится 30, а для промышленного оборудования – 70% продаж.

Основное место на мировом рынке подшипников качения занимают страны Азии (почти 50% мировых продаж), а в начале предыдущего десятилетия данный показатель составлял менее 30%; на долю КНР в 2012 г. приходилось около 25% мировых продаж. Удельный вес Японии в 2012г. незначительно вырос по сравнению с предыдущим годом, однако на японский внутренний рынок в 2012 г. приходилось менее 15% мировых продаж. Прочими странами региона с относительно развитой подшипниковой промышленностью являются Индия, Таиланд, Индонезия, Малайзия, а также Республика Корея.

Рынок подшипников качения КНР, крупнейший среди растущих рынков, характеризуется высокой степенью фрагментации; примерно треть продаж приходится на продукцию ведущих мировых поставщиков подшипников качения, а суммарная доля китайских предприятий составляет около 70%. Основными продуцентами подшипников качения в КНР являются компании Wafangdian (ZWZ), Luoyang (LYC), Harbin (HRB), Zhejiang Tianma (TMB), Wanxiang Qianchao и C&U.

Доля индийского рынка в мировых продажах подшипников качения составляет менее 5%. Поставки этой продукции в стране осуществляют как ведущие иностранные фирмы, так и индийские предприятия, к числу наиболее крупных относятся компании NEI, NRB, ABC и TATA.

Удельный вес Европы в мировых продажах подшипников качения составляет примерно 25%, причем только на Германию приходится 10%. Удельный вес Северной и Южной Америки равняется примерно 20%, а на долю США, Канады и Мексики приходится около 80% продаж в Новом Свете. В Южной Америке главным рынком сбыта подшипников качения является Бразилия, на долю которой приходится более 60% регионального оборота.

Основное место на рынке занимают радиальные шарикоподшипники с глубокой канавкой, на долю которых приходится почти 30% мировых продаж подшипников качения. К другим основным типам шариковых подшипников относятся радиально-упорные, самоустанавливающиеся и упорные подшипники, а также подшипниковые узлы в ступицах автомобильных колес.

Менее 20% мировых продаж подшипников качения приходится на долю роликоподшипников – конических, цилиндрических, игольчатых и сферических. Основное место среди роликоподшипников занимают изделия с коническими роликами, доля которых в мировых продажах подшипников качения составляет около 20%.

Лидирующие позиции в мировой подшипниковой промышленности занимает шведская компания SKF, на которую приходится примерно 25% продукции отрасли. Крупными поставщиками подшипников качения являются американские фирмы Timken, Fafnir Bearings, Torrington и Barden. Европейским лидером по выпуску подшипников качения является германская группа Schaeffler, а к числу ведущих японских поставщиков относятся компании JTEKT, NSK и NTN.

В предыдущем десятилетии в мировой подшипниковой промышленности наблюдался интенсивный процесс консолидации, в том числе с участием подшипниковых фирм из разных стран, а также компаний из других отраслей машиностроения. Наиболее заметным событием для отрасли является приобретение группой Schaeffler ведущих германских продуцентов подшипников качения – FAG и INA; группе сейчас принадлежит и американская Barden Corp. Японская JTEKT образовалась в результате объединения подшипниковой фирмы Koyo Seiko (четвертый мировой продуцент подшипников качения) и станкостроительной компании Toyoda Machine Works.

В 2012 г. на рынке подшипников качения SKF столкнулась с серьезными проблемами, причем ситуация в течение года ухудшалась. Если в Северной и Южной Америке спрос на подшипники качения оставался достаточно высоким, то в Европе вследствие долгового кризиса, а в Азии из-за замедления темпов роста экономики КНР наблюдалось резкое ухудшение конъюнктуры на рынке подшипников качения.

В результате снижения спроса во многих отраслях продажи SKF в 2012 г. сократились на 2,5% по сравнению с предыдущим годом (по мнению президента группы, достаточно неплохой показатель). Ниже приводятся основные показатели деятельности SKF в 2010-2012 гг. (млн. шв. кр.):

2010 г. 2011 г. 2012 г.
Чистые продажи 61029 66216 64575
Прибыль до вычета налогов 7549 8932 6511
Чистая прибыль 5296 6224 4878
Инвестиции 1651 1839 1968
  В т. ч. в НИОКР 1184 1481 1607
Число патентных заявок 251 325 421
Число занятых (тыс.) 44,7 46,0 46,8

С целью сокращения запасов готовой продукции SKF в 2012 г. уменьшила оборот производственной деятельности на 10% по сравнению с предыдущим годом, однако одновременно группе удалось повысить уровень технического обслуживания клиентов.

SKF осуществляет реализацию долгосрочной стратегической программы с целью снижения производственных затрат, а также повышения эффективности и прибыльности деятельности. Одной из главных целей программы является обеспечение устойчивого ежегодного роста продаж в размере 8% в национальных валютах.

Эта программа позволит SKF сэкономить на производственных затратах примерно 3 млрд. шв. кр. В рамках программы предполагается осуществить консолидацию производственной базы группы в Европе, активизировать перевод производственных мощностей в страны с наиболее быстрорастущими рынками сбыта, повысить эффективность производственной и сбытовой сети, перестроить управленческую административную систему с целью повышения ее эффективности, а также снизить расходы на закупку исходных материалов посредством стандартизации и оптимизации цепочки снабжения.

В деятельности SKF большое внимание уделяется снижению негативного экологического эффекта. В мае 2012 г. началась реализация природоохранной программы SKF BeyondZero. В 2012 г. число видов продукции и решений, соответствующих требованиям этой программы, увеличилось с 12 до 34, продажи товаров и услуг SKF в ее рамках выросли на 20% по сравнению с предыдущим годом, а в 2016 г. их объем предполагается довести до 10 млрд. шв. кр.

По мнению президента SKF, перспективы деятельности группы на 2013 г. в связи с серьезными трудностями в мировой экономике пока остаются неясными. Даже при отсутствии резких негативных сдвигов в 2013 г. SKF не следует рассчитывать на значительное улучшение показателей. Их вероятная динамика в 2013 г. заключается в медленном старте и постепенном ускорении в течение года. Наиболее активный рост ожидается в Азии, Северной и Южной Америке, в то же время в Европе спрос на подшипники качения в 2013 г. будет оставаться вялым.

В текущем и предыдущем десятилетиях SKF расширяет в различных странах сеть центров по выработке оптимальных решений технических проблем на базе накопленного группой опыта по использованию подшипников качения и другой продукции под названием SKF Solution Factory – “Фабрика решений SKF”. “Фабрика решений SKF” понимается как общее информационное пространство, которое объединяет все пять направлений деятельности группы (производство подшипников и подшипниковых узлов, изготовление уплотнений, разработку систем смазки, мехатронику и сервис) и доступ к которому имеет каждый клиент компании SKF.

Главные задачи этих центров заключаются в оказании содействия клиентам группы, особенно мелким и средним фирмам, а также сбытовым компаниям, в решении их проблем и достижении максимального экономического эффекта от внедрения продукции SKF. К созданию таких центров SKF приступила в 2008 г., в 2012 г. появились пять новых центров (Австралия, Нидерланды, Италия, Румыния, Северная Америка), а через три года их общее число превысит 50.

Отличительной особенностью деятельности SKF, даже в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры и снижения ежегодного оборота (как, например, в 2012 г.), является высокая инвестиционная активность. В 2012 г. группа осуществила ввод в эксплуатацию двух предприятий в Индии и КНР. Производственная программа завода в КНР включает конические роликоподшипники и подшипниковые ступицы грузовых машин преимущественно для клиентов в КНР и других странах Азии.

В 2012 г. SKF приступила к расширению глобального технического центра (Global Technical Center China – GTCC) в Шанхае. Основные направления деятельности GTCC включают разработку и испытания новой продукции, инжиниринговых услуг и производственных технологий, а также проведение НИОКР в области металлургии и химии; центр находится в непосредственной близости от крупных клиентов SKF и ведущих политехнических ВУЗов КНР.

Программа расширения GTCC включает сооружение нового предприятия по выпуску подшипниковых ступиц преимущественно для автомобильного рынка КНР, фабрики решений SKF, а также специального подразделения или кампуса, который будет заниматься разработкой и распространением лучших технологических и бизнес-решений на все предприятия группы. Ввод кампуса в эксплуатацию намечается на конец 2013 г., число занятых в нем в 2015 г. достигнет примерно 900.

В 2012 г. SKF приступила к созданию нового распределительного центра в Шанхае для обслуживания клиентов в Северо-Восточной Азии; общие инвестиции оцениваются в 100 млн. шв. кр. После завершения строительства общее число таких центров у SKF достигнет пяти – в Северной и Южной Америке, Европе и Азии. Однако новый центр будет первым, который из указанных объектов группы пройдет сертификацию по экологическим нормам LEED (Leadership in Energy and Environmental Design).

Важным направлением деятельности SKF является широкое сотрудничество с ведущими научно-исследовательскими организациями различных стран, которое осуществляют создаваемые группой университетские технологические центры (University Technical Centres – UTC); в конце 2012 г. в мире насчитывалось пять таких центров. В 2012 г. SKF открыла два новых центра совместно с двумя шведскими университетами – в Гетеборге (взаимосвязь между концепцией устойчивого развития и состоянием окружающей среды) и Лулео (мониторинг состояния продукции SKF у клиентов).

В августе 2012 г. SKF приобрела американскую фирму General Bearing Corp., штаб-квартира которой находится в США, а производственные мощности (три предприятия) – в КНР. Число занятых у компании – примерно 180, объем продаж в 2011 г. равнялся $155 млн., производственная программа включает шариковые и конические роликовые подшипники, а также прецизионные ролики.

В январе SKF заключила с германской фирмой Blohm + Voss соглашение о покупке ее отделения lohm + Voss Industries (BVI). BVI является крупным продуцентом комплектующих (включая подшипники качения и уплотнения) для судовых силовых установок. Ежегодные продажи фирмы составляют примерно 100 млн. евро, число занятых – 400, а ее производственная программа дополняет номенклатуру продукции SKF для судовых двигателей. Сбытом продукции занимается сеть примерно из 7 тыс. авторизованных дистрибуторов.

Согласно данным шведской группы, в 2003-2011 гг. суммарный достоверный экономический эффект от использования ее продукции равнялся 23,1 млрд. шв. кр., в 2010 г. данный показатель составил 2,7, в 2011 г. – 3,0, а в 2012 г. – 4,7 млрд.

Деятельность SKF характеризуется неизменно высокими затратами на НИОКР, доля которых в 2012 г. составляла 2,5% от общего оборота группы, в 2011 г. данный показатель равнялся 2,2, а в 2010 г. – 1,9%.

НИОКР проводятся в университетских технологических центрах, научно-исследовательских центрах, а также в лабораториях по изучению свойств металлов и химических процессов. В текущем десятилетии основное внимание уделяется НИОКР по созданию новой продукции с минимальным негативным экологическим воздействием, а также расширению НИОКР в странах Азии с наиболее быстрорастущими рынками сбыта подшипников качения; пока основные центры НИОКР у SKF находятся в Европе.

Большое внимание уделяется изучению свойств стали и температуры ее термообработки; результаты НИОКР позволяют создавать более компактное и энергоэффективное оборудование. Изучаются также полимерные и керамические материалы, использование которых позволяет снижать массу готовой продукции. Другие направления НИОКР включают разработку подшипников с сенсорными датчиками для мониторинга состояния подшипника, повышение энергоэффективности подшипников и продление срока их службы.

В 2012 г. SKF приступила к поставкам новой продукции, в частности энергосберегающих подшипниковых ступиц для автомобилей с низким коэффициентом трения (на 20% ниже, чем у стандартных подшипниковых узлов), что обеспечивает сокращение выбросов диоксида углерода автомобилем до 0,6 г/км пробега. Новые подшипниковые узлы входят в линейку продукции по программе SKF BeyondZero. В них применяется новая высокоэффективная пластичная смазка, позволяющая значительно снизить коэффициент трения и продлить ресурс подшипника.

SKF является мировым лидером в разработке крупногабаритных подшипников для ветроэнергетики. Группа, в частности, предлагает двухрядные конические ролико-подшипники Nautilus для ветровых турбин большой мощности. Этот подшипник позволяет заменить традиционную конструкцию из двух подшипников (для радиальной и осевой нагрузки). В результате уменьшаются размеры и масса гондолы, снижаются затраты на техническое обслуживание, потери на трение и число используемых деталей; повышается надежность турбин, снижаются производственные затраты и потребности в техническом обслуживании, продлевается срок службы турбин. Подшипники Nautilus входят в линейку продукции по программе SKF Beyond Zero. В июле 2012 г. SKF заключила контракт в 1 млрд. шв. кр. с одним из ведущих мировых изготовителей ветровых турбин на поставку усовершенствованных подшипников Nautilus.

Американская компания Timken является одним из лидеров мировой подшипниковой промышленности (особенно на рынке конических роликоподшипников), ее производственная программа включает также легированную сталь и силовые приводы. Предприятия компании находятся в 30 странах, а общее число занятых достигает примерно 20 тыс.

В 2012 г. оборот Timken составил $5 млрд., что на 4% меньше по сравнению с предыдущим годом. Спад продаж обусловлен снижением спроса со стороны поставщиков легковых и тяжелых грузовых автомобилей, а также промышленного оборудования в I полугодии 2012 г. Особенно сильное сокращение продаж наблюдалось в Европе и Северной Америке, что частично удалось компенсировать благодаря росту спроса в странах Азии.

По мнению президента Timken, в I полугодии можно ожидать вялого спроса на подшипники качения со стороны клиентов фирмы, а с середины года – оживления рыночной конъюнктуры вследствие улучшения ситуации в мировой экономике. Согласно оценке, в 2013 г. продажи Timken сократятся на 5% по сравнению с предыдущим годом.

Timken (как и другие ведущие подшипниковые фирмы) уделяет большое внимание быстрорастущему рынку КНР. Одним из ее клиентов в этой стране является компания CITIC, поставщик оборудования для получения цемента. CITIC выпускает вертикальные мельницы для измельчения шлака LGMS5725, в которых используются конические и цилиндрические роликоподшипники Timken.

Группа Schaeffler в составе ведущих немецких подшипниковых фирм FAG и INA (игольчатые роликоподшипники) является одним из лидеров мировой подшипниковой промышленности. Группа имеет около 200 филиалов по миру, а число занятых в конце 2012 г. равнялось примерно 76 тыс., причем данный показатель, несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, в 2012 г. увеличился на 2 тыс.

В 2012 г. оборот группы Schaeffler достиг 11,1 млрд. евро, т. е. увеличился на 4% по сравнению с весьма высоким показателем предыдущего года. В 2012 г. особенно благоприятная динамика спроса на подшипники качения наблюдалась в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, где продажи на 18% и 10% соответственно превысили уровень предыдущего года. В то же время в Европе прирост продаж группы в 2012 г. равнялся лишь 0,3%.

Продажи автомобильного подразделения Schaeffler в 2012 г. равнялись 7,7 млрд. евро; прирост составил примерно 7%, что значительно превышает темпы роста мирового автомобилестроения. Продажи промышленного подразделения (Industrial division) группы в 2012 г. составили 3,4 млрд. евро (спад примерно на 2% против уровня предыдущего года). В 2012 г. устойчивый рост спроса со стороны предприятий АРКП и тяжелого машиностроения позволил лишь частично компенсировать спад продаж продукции немецкой группы в прочих отраслях машиностроения.

Группа Schaeffler уделяет большое внимание проведению НИОКР. В 2012 г. число зарегистрированных ее сотрудниками патентов равнялось 1854, в результате группа вошла в четверку самых инновационных компаний Германии. Согласно оценке, в 2013 г. затраты германской группы на НИОКР составят примерно 5% ее оборота.

Schaeffler с оптимизмом оценивает перспективы своей деятельности в 2013 г. По мнению группы, мировой выпуск легковых и легких коммерческих автомобилей на 2% превысит уровень предыдущего года. Однако в европейском автомобилестроении ожидается спад выпуска (также на 2%), роста спроса на продукцию промышленного подразделения группы в регионе можно ожидать лишь с середины 2013 г.

Основными локомотивами роста для Schaeffler в 2013г. являются страны Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. В текущем десятилетии группа инвестировала в этот регион около 300 млн. евро. Главные направления инвестиционной программы – сооружение новых подшипниковых предприятий в КНР, Индии, Вьетнаме и Республике Корея, а также расширение масштабов проводимых в регионе НИОКР.

NSK является одной из ведущих мировых и японских подшипниковых компаний, ее 63 отделения располагаются в 12 странах. Согласно оценке, в 2012-2013 ф. г. (окончился 31 марта) общие продажи компании составили 715 млрд. иен, т. е. в условиях неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры уменьшились на 2,5% по сравнению с предыдущим годом. Особенно резко (с 44,4 млрд. до 27 млрд. иен, т. е. почти на 40%) в 2012-2013 ф. г. сократилась операционная прибыль.

В 2012-2013 ф. г. продажи подшипников качения NSK и других компонентов для автомобилей равнялись 476 млрд. иен против 444,6 млрд. в предыдущем году (7,1% – ный прирост), причем сбыт подшипников качения увеличился на 3,9%, а прочих компонентов – на 10,2%. В то же время продажи продукции NSK для промышленного оборудования в 2012-2013 ф. г. составили 211 млрд. иен по сравнению с 255,8 млрд. в предыдущем году, причем продажи подшипников уменьшились на 15,1%, а прочей продукции – на 28,9%.

В 2012-2013 ф. г. продажи NSK на японском рынке (46,7% оборота) сократились на 8,2, а в прочих странах – выросли на 3,1%. Географическая структура продаж NSK в 2011/2012 – 2012/2013 гг. характеризуется следующими данными (млрд. иен):

2011-2012 ф. г. 2012-2013 ф. г.
Всего 733,2 715,0
Азия 539,0 523,0
 Япония 363,8 334,0
 КНР 89,1 92,0
Европа 107,9 95,5
Северная и Южная Америка 86,3 96,5

NSK уделяет особое внимание развивающимся странам и странам БРИК. Согласно оценке, уже в ближайшей перспективе удельный вес стран БРИК в общем обороте NSK превысит 25%.

В текущем десятилетии наиболее высокую активность NSK проявляет в Латинской Америке. В 2010 г. фирма открыла в Перу отделение по сбыту промышленных подшипников качения, а бразильское отделение пытается расширить в регионе продажи подшипников для горнодобывающего оборудования.

В декабре 2012 г. заработал филиал NSK в ОАЭ, главная задача которого заключается в сбыте продукции японской компании в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в техническом обслуживании. По оценке NSK, в связи с реализацией инфраструктурных программ и развитием нефтехимической промышленности в регионе растет спрос на подшипники качения.

С марта в Санкт-Петербурге функционирует первое отделение NSK в России. Отделение будет обслуживать российский рынок подшипников качения, преимущественно для промышленного оборудования.

NSK проводит широкие НИОКР с целью разработки новой продукции. В декабре 2012 г. фирма объявила о создании новых конических роликоподшипников, которые, по мнению разработчиков, можно охарактеризовать как продукт четвертого поколения. В них на 30% снижен коэффициент трения, а срок службы вырос почти в полтора раза. Они предназначаются для установки в дифференциалы и трансмиссии автомобилей, а их применение будет способствовать экономии топлива и повышению надежности оборудования. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version