Госкорпорация “Ростех” и крупнейший в мире авиапроизводитель – компания Bombardier в рамках МАКС-2013 подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия в России, которое будет выпускать самолеты Q400 для региональных перевозок. По оценкам специалистов, потребность в таких самолетах в РФ и странах СНГ составит более 250 единиц техники до 2030 г. В планах “Ростеха” начать их сборку уже через полтора года.
“Реализация проекта с нашими потенциальными партнерами – компанией Bombardier будет способствовать обновлению парка наших авиаперевозчиков, повышению безопасности российских воздушных судов, установлению более гибких тарифов для потребителей на региональные перевозки, а также снизит стоимость покупки российских самолетов. Мы находимся на этапе согласования возможности по созданию совместного предприятия, которое станет будущим российской турбовинтовой региональной авиации”, – отметил управляющий директор по авиационным проектам “Ростеха” Алексей Федоров.
“Ростех” и Bombardier войдут в СП на паритетных началах. Госкорпорация в течение 2014 г. построит завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне. Инвестиции в проект составят около $100 млн. Bombardier, в свою очередь, передает все необходимые нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау. Подписанный документ предусматривает поэтапную совместную работ. Планируется, что на первом этапе производство самолетов будет полностью осуществляться на территории партнера. В Ульяновске будет проводиться только адаптация техники под конкретного заказчика. С 2015 г. планируется локализация сборки самолетов на территории России, а с 2016 г. – и компонентов планера. Максимальная мощность завода составит 24 самолета в год.
Помимо меморандума, “Ростех” заключил с Bombardier соглашение о предварительном заказе 50 самолетов Q400, которое подписала госкорпорация Ростех и ее “дочерняя” структура – компания “Авиакапитал-Сервис”. Согласно договоренностям сторон, соглашение перейдет в твердый контракт после создания СП.
Реализация инициатив “Ростеха” в региональной авиации откроет новую сферу бизнеса в России – направления малой и региональной авиации. На данный момент в РФ нет полноценной компетенции по созданию региональных самолетов, а также единого полнофункционального комплекса, который мог бы спроектировать, и произвести подобные машины. По оценкам специалистов, потребность авиапарков России и стран СНГ составит порядка 250 самолетов данного класса до 2030 г. По данным Минтранса, объем региональных авиаперевозок в России в ближайшие 5 лет должен вырасти примерно вдвое – с 4,54 млн. пассажиров в 2012 г. до 9,1 млн. пассажиров в 2018 г. Такие показатели заложены в план деятельности Минтранса РФ на 2013-2018 гг.
Q400 – один из самых эффективных в своем классе. Вместимость до 78 кресел, дальность полета до 2500 км, каталожная цена усовершенствованной версии – около $30 млн. (Пресс-служба ГК “Ростех”/Машиностроение Украины, СНГ, мира)