Ракетный крейсер проекта 1164 (бывший “Украина”) будет достроен в Николаеве до конца года и предложен России за 1 млрд. руб. “Договорились, что до конца года украинский крейсер будет достроен в интересах нашего ВМФ. Мы предложили за него 1 млрд. руб. Это очень хорошая цена за недоделанный корабль, и если и будем ее корректировать, то только в сторону снижения”, – сказал представитель Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ.
Ранее сообщалось, что в 1995 г. цена крейсера составляла $720 млн.
По оценке завода, строительство корабля завершено на 95%. Представитель ВПК считает, что украинские корабелы преувеличивают степень готовности крейсера. “Ситуация с “Украиной” напоминает историю с крейсером “Адмирал Горшков”, который нам пришлось несколько лет переделывать в авианосец для ВМС Индии. Пусть наши украинские коллеги не обижаются, но если до заявленного срока мы не сможем договориться, то будем считать, что время для реализации этого проекта ушло”, – сказал собеседник.
Он напомнил, что переговоры о выкупе крейсера приходилось вести “в те провальные годы, когда корабельный состав ВМФ вырабатывал свой ресурс и остро нуждался в обновлении”.
По оценке представителя ВПК, сегодня российская кораблестроительная программа, несмотря на известные проблемы, реализуется вполне последовательно. “В конце года и с начала следующего на флот начнут поступать новые надводные и подводные корабли. Что касается кораблей, аналогичных “Украине”, то они у нас есть. Сейчас на “Звездочке” проходит модернизацию североморский крейсер “Маршал Устинов”. Там же скоро приступят к работам на черноморской “Москве” и тихоокеанском “Варяге”, – напомнил представитель ВПК.
Проект ракетного крейсера “Украина” (до 1998 г. – “Адмирал флота Лобов”) был разработан Северным конструкторским бюро в Ленинграде. Строительство началось на Судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве летом 1984 г. по заказу Военно-морского флота СССР. Крейсер и должен был стать четвертым кораблем проекта 1164 (“Атлант”). Помимо “Украины”, к проекту 1164 относятся флагман Черноморского флота крейсер “Москва”, флагман Тихоокеанского флота “Варяг” и проходящий капремонт крейсер Северного флота “Маршал Устинов”.
В 1990 г. “Украину” спустили на воду. 1 октября 1993 г. готовый на 75% корабль был выведен из состава ВМФ РФ и перешел в собственность Украины. В 1994 г. для корабля даже был сформирован экипаж, но в 1996 г. его достройка была приостановлена в связи с отсутствием финансирования. На содержание крейсера из бюджета Украины ежегодно выделялось более 6 млн. грн.
17 февраля 1998 г. президент Украины принял решение о достройке крейсера, и команда была сформирована и распущена во второй раз, а крейсер достроили на 95%. В общей сложности, команда формировалась и снималась трижды. В августе 2004 г. было принято решение об открытии крейсера для экскурсий.
В 2005 г. в ходе переговоров министров обороны Украины и РФ в Москве было принято решение не достраивать крейсер ввиду отсутствия потребности в корабле у Вооруженных сил обоих государств.
В мае 2010 г. по итогам встречи Виктора Януковича с президентом России Дмитрием Медведевым было решено, что Россия достроит “Украину”. На тот момент его готовность оценивалась в 95%. Янукович заявил, что достройка крейсера обойдется в $70-75 млн.
После этого премьер-министр России Владимир Путин заявил, что есть определенные сложности с достройкой крейсера. Он отметил, что для восстановления крейсера в Николаеве, необходимо перестраивать местную верфь, а достройка в Северодвинске обернется сложностями с транспортировкой корабля. Решение по достройке крейсера в 2010 г. принято не было.
Весной 2011 г. министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что Россия не заинтересована в покупке крейсера “Украина”. Он отметил, что в госпрограмме вооружения Российской Федерации до 2020 г. не предусмотрены средства на эти цели, и что крейсер в таком состоянии Россия готова взять только даром. (Интерфакс/Машиностроение Украины, СНГ, мира)