В 2013 г. украинский рынок легковых автомобилей упадет на 15-20% по сравнению с прошлым годом. “Продажи составят от 180 до 200 тыс. автомобилей (в 2012 г. автопродажи составили 237,6 тыс.) И это оптимистичные прогнозы”, – заявил глава правления Porsche Finance Group в Украине Йозеф Граф.
Усугубляют и без того тяжелое из-за кризиса положение отечественного авторынка инициативы власти. 4 июля Верховная Рада приняла закон об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств. Теперь новые машины, привезенные из-за рубежа, будут стоить в среднем на $1,5-3 тыс. дороже, а подержанные – на $3-5 тыс.
Принятие закона об утилизационном сборе – уже вторая плохая новость для импортеров в этом году. В средине апреля была введена спецпошлина на иномарки в 6,46% для автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л и 12,95% на автомобили с объемом двигателя 1,5-2,2 л.
Как отмечает глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, принятие закона об утилизации транспортных средств – следствие того, что “на украинцев не подействовало введение спецпошлин на иномарки”. “После того, как были введены спецпошлины, правительство надеялось, что будет ажиотажный спрос на машины украинской сборки. Но этого не произошло, потому власти нашли другой способ – ввели утилизационный сбор, чтоб еще больше повысить цены на иномарки и заставить покупать отечественные авто”, – поясняет Назаренко.
Подтверждает слова главы ВААИД и статистика. По предварительным данным ассоциации “Укравтопром”, в июне в Украине было произведено 4,6 тыс. автотранспортных средств, что, хотя и на 27,6% больше, чем в мае, но на 28,5% меньше аналогичного показателя прошлого года.
И импортеры, и эксперты согласны в одном: вступление в силу сначала спецпошлин, а вскоре и утилизационного сбора приведет к долгой стагнации авторынка Украины. “Падение продаж новых автомобилей составит около 10%, отчасти потому, что отечественные производители просто не успеют набрать обороты со своими новыми моделями”, – считает старший аналитик ИГ “Арт Капитал” Алексей Андрейченко.
По его словам, в 2014-2015 гг. наиболее вероятный сценарий – умеренный рост не более 10%. “Утилизационный сбор в его существующей форме, когда местным производителям даются преференции, вероятно окажется временной мерой. А специальная пошлина не сможет больше сдерживать рынок, тем более что в 2014-2015 гг. экономика Украины и соответственно доходы населения будут на подъеме”, – отметил эксперт.
Подорожание же автомобилей в среднеценовом сегменте может составить 10-12% после всех мер, принимаемых импортерами и производителями автомобилей (например, нивелирование роста цен за счет собственных ресурсов). “При стоимости машины $10-20 тыс. в наиболее массовом сегменте легковых авто (с объемом двигателя 1,0-2,0 л) утилизационный сбор добавит 5-10% к стоимости (для б/у ситуация еще более серьезная, так как коэффициенты выше). А это очень много, так как в этом сегменте спрос всегда был очень эластичным”, – говорит управляющий директор, глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов.
При этом импортеры не намерены сидеть сложа руки. Они будут стараться защитить свои позиции, оспаривая введение пошлин в суде ВТО. 11 июля Совет по торговле товарами Всемирной торговой организации (ВТО) рассмотрел претензии других стран к Украине. Япония, в частности, сделала заявление в отношении введенных Киевом пошлин на импорт автомобилей. Также импортеры могут оказывать давление на Украину через дипломатические связи стран производителей, которые могут требовать введения компенсационных пошлин по другим группам товаров.
“Одобренные парламентом законы о введении утилизационного сбора на автомобили не только ударят по бюджетам сотен тысяч украинских семей, но и нарушают взятые на себя Украиной обязательства в рамках вступления в ВТО и могут вызвать обратные санкции по отношению к украинскому экспорту. такие шаги могут стать новой дополнительной преградой для подписания соглашения об ассоциации с ЕС”, – считает бывший министр финансов Виктор Пинзеник.
Однако, скорее всего, иностранные производители (в первую очередь китайские и корейские, а также российские) постараются договориться с четверкой (ЗАЗ, “Богдан”, “Еврокар” и КрАСЗ) о сборке наиболее популярных моделей на украинских мощностях, так как это становится выгодно. “Но в эту “лазейку” часть иностранных производителей не смогут, а некоторые и не захотят “влезать”. Поэтому возможно, что начнется серия расследований в рамках ВТО или просто страны будут вводить встречные запреты/ограничения на импорт продукции из Украины. А это реально”, – отмечает Беспятов.
Остается открытым и другой вопрос: кто, как и где будут утилизировать автомобили. Ранее президент “УкрАвто” Т. Васадзе заявлял, что для строительства одного утилизационного центра необходимо 7 млн. евро. “И эти средства должны инвестировать отечественные и зарубежные производители”, – считает Васадзе.
Если учесть, что в Украине ежегодно подлежит утилизации около 100 тыс. авто, трудно представить, сколько таких центров необходимо и как скоро они будут построены.
Однако пока никаких заявлений о строительстве утилизационных центров со стороны правительства не было.
“Только лишь введение утилизационного сбора даст ничтожно малый эффект, если при этом не будет четкой стратегии, каким образом эти средства будут использованы. Существует ли действительно такая стратегия и что она из себя представляет – пока неизвестно”, – говорит глава правления Porsche Finance Group.
Глава ВААИД вообще считает, что утилизация старых автомобилей будет проходить и вовсе без строительства каких-либо комлексов. “Их просто будут отвозить в Одесский морпорт и отправлять за границу Украины”, – считает Назаренко. (Дело/Машиностроение Украины, СНГ, мира)