В настоящий момент УАЗ теряет украинский рынок. По крайней мере такой вывод можно сделать проанализировав статистику продаж. Если за 8 месяцев 2012 г. было продано 45 UAZ Patriot, то за этот же период 2013 г. – 30 автомобилей (на треть меньше). С моделью UAZ Hunter картина хуже: за 8 месяцев 2012 г. было продано 106 авто, а за 8 месяцев 2013 г. – 30 (на 2/3 меньше).
Причин такому падению – масса: и высокие цены, вызванные, в том числе, и введением утилизационного сбора, и вопросы с качеством, и устаревшая конструкция, и пр.
На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: если любому брэнду для того, чтобы продавать авто на рынке страны требуется создавать дилерскую сеть, СТО, формировать склады запчастей, то у УАЗа все это уже есть в наличии. Вот только сами авто (типа UAZ Patriot, UAZ Pickup) в нашей стране должным спросом не пользуются.
Одним из важнейших элементов привлекательности для покупателей в сегменте автомобилей “УАЗ” является цена автомобиля. А она как раз и не радует: от 166900 грн. за Patriot и от 169900 за UAZ Pickup.
Для сравнения, китайский рамный внедорожник Great Wall H3 с впечатляющим списком комплектации обойдется в 170100 грн., пикап Great Wall Wingle 5 – 136000 грн. Корейские авто чуть дороже – за 184900 грн. можно приобрести рамный SsangYong Kyron, а за 169900 грн. – кроссовер SsangYong Korando.
В России, к примеру, и UAZ Patriot и UAZ Pickup напрямую конкурируют с моделями Great Wall, и почти не пытаются уже конкурировать с SsangYong. В Украине же ценообразование из-за пошлин несколько другое, и УАЗу приходится конкурировать с тем же SsangYong. И выбор покупателей в этом случае весьма однозначен. Ситуацию раньше спасали закупки для нужд спецслужб, но и украинские милиционеры начали уже предпочитать иномарки.
Иная ситуация с коммерческими “УАЗами” – сериями 3362, 3962 и пр. “буханками”. Их по-прежнему закупают госструктуры, потому что альтернативы им попросту нет. Бензиновых версий “буханок” за 8 месяцев 2012 г. было продано 220 шт., а в 2013 г. за тот же период – 253 (прирост 15%). Цены на “буханки” стартуют от 120000 грн.
Сейчас же главная задача УАЗа на отечественном рынке – удержать позиции хотя бы по “буханкам” для того, чтобы сохранить дилерскую сеть и склады запчастей до “лучших времен”. А для того, чтобы эти “лучшие времена” настали пораньше – проводятся активные мероприятия.
Как стало известно из источников, близких к Госдуме, в России на государственном уровне производителями активно поднимается вопрос об упразднении утилизационного сбора (то же происходит и в Украине). Это будет способствовать снижению (или удержанию) цен на те же “УАЗы”.
Рассматриваются другие возможности, связанные с активизацией продаж автомобилей. В то же время руководитель департамента маркетинга дистрибуторского центра УАЗ Дмитрий Дурдин не отрицает возможности даже наладки производства УАЗ в Украине.
Если же цена авто в других странах во многом зависит от политической ситуации, то качество автомобилей – напрямую зависит от производителя. Уходит то время, когда новоиспеченные владельцы авто в гаражах или на дачах начинали своими руками доводить и ремонтировать собственные автомобили
Как рассказал главный конструктор УАЗа Олег Крупин: 80% покупателей UAZ Patriot уже не желают ремонтировать автомобиль своими руками, а предпочитают обращаться на СТО. Поэтому все более важным для потребителей становится качество сборки автомобиля. Для этого УАЗ взял направление на связь с дилерскими центрами – собирается вся информация о жалобах потребителей, недочетах, и производитель проводит мероприятия по их исправлению.
Не смотря на то, что “исправленный” УАЗ, может стать уже совсем другим автомобилем, производитель, тем не менее, намерен сохранить цену и не выйти за пределы 1 млн. руб. (т. е. не выше 250 тыс. грн.). Но вот найдется ли покупатель на УАЗ по таким ценам? – это большой вопрос.
УАЗ в следующем году планирует вывести на рынок новый “УАЗ Patriot 2015” – автомобиль изменится внешне, будет доработана конструкция, комплектация. По словам “уазовцев” – это будет прорыв.
О внешних изменениях пока судить сложно, но, как минимум, изменится система крепления основных панелей автомобиля: бамперы уже не будут крепиться напрямую к раме (в результате чего возникали большие зазоры). Автомобиль получит новый 150-сильный турбированный двигатель, а в перечне комплектации могут появиться подушки безопасности.
Но этого может оказаться явно недостаточно, если автомобиль сильно подорожает. Для того, чтобы УАЗ вернул позиции на украинском рынке, производителю следует серьезно потрудиться: снизить стоимость (возможно даже наладить производство в Украине), поработать над конструкцией (на UAZ Patriot уже появилась электронная раздаточная коробка), расширить комплектацию и, главное, – решить вопрос с качеством сборки.
Что из этого удастся воплотить – посмотрим уже в следующем году, когда будет представлен новый UAZ Patriot 2015.
А пока в Ульяновске рассчитывают продержаться на патриотизме традиционных покупателей, которые выбирают УАЗ только за то, что он может проехать везде. Это тоже сильный аргумент. Нам приходилось бывать в местах, где практически все ездят только на “УАЗах”. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)