Машиностроение Украины и мира

Россия: локализация производства судового оборудования поможет поднять отрасль

Представители судостроительных предприятий, конструкторских бюро, а также компаний нефтегазового сектора приняли участие в совещании рабочей группы Полярной комиссии Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга.

Повестка совещания включала несколько вопросов, важнейшим из которых стало обсуждение аспектов создания в Санкт-Петербурге Арктического кластера.

Состав участников совещания был довольно широким. Активное участие в обсуждении насущных проблем российского судостроения приняли сотрудники Крыловского государственного научного центра.

Проводивший совещание президент ГК “Транзас” Николай Лебедев отметил, что деятельность рабочей группы “Промышленность”, направленная на создание арктического кластера должна быть максимально бизнес-ориентирована.

В этом же ключе выступали другие участники форума. В частности, директор департамента развития нефтегазодобычи на шельфе ОАО “НК “Ронефть” Андрей Коныгин подчеркнул, что компания уже озвучила свои потребности в морской технике для освоения шельфа. Информация передана в Минпромторг РФ.

У нефтяной компании существуют определенные претензии к отечественной судостроительной промышленности. Например, по словам Коныгина, на российских верфях “маленькие листы и дорогая сварка”. Дело в том, что листы металла, из которых собираются корпуса морской техники, имеют меньшую площадь по сравнению с зарубежными аналогами, соответственно, объем сварки увеличивается, а сварка – процесс дорогостоящий. Снижение стоимости сварочных работ связано с совершенствованием технологий. Как отмечают в Крыловском научном центре, на решение этих вопросов ориентированы все основные стратегические документы судостроителей, в том числе, госпрограмма развития судостроения и разрабатываемая стратегия ОСК.

Одной из наиболее широко обсуждаемых тем стал вопрос локализации. Локализация в этой сфере судостроения принципиальным образом связана с созданием арктического кластера.

Много говорилось о процедурах переноса производства ведущих мировых компаний в Россию, в частности, в Санкт-Петербург. Однако, по мнению представителей Крыловского научного центра следует выделять два варианта или два возможных и даже параллельных пути локализации.

Как отметил заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Евгений Апполонов, первый путь повторяет то, что уже пройдено Россией в сфере автопрома – создание сборочных производств. Этот процесс, безусловно, имеет значение для страны, но и другой процесс не менее важен. Именно на нем заострил внимание собравшихся заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ.

В рамках госпрограммы делается упор на создание опережающего научно-технического задела, что поддерживается государством в лице Минпромторга РФ. Наличие опережающего НТЗ позволяет говорить об увеличении доли российского инжиниринга в создании объектов морской техники, прежде всего, в арктическом исполнении.

В программных стратегических документах – в госпрограмме развития судостроения до 2030 г., в стратегии развития ОСК – говорится о том, что одной из ключевых задач является существенное увеличение доли российского инжиниринга и постепенное доведение его до 100% Российский инжиниринг подразумечает осуществление проектирования объекта силами российских компаний. Российская компания, имея хорошие связи с другими российскими партнерами, может обеспечить их привлечение к работам по созданию какого-то конкретного объекта.

В первую очередь, речь идет о судовом оборудовании, которое составляет 65-70% от стоимости объекта. Если на создание корпуса уходит около 30% средств, то весь оставшийся их объем идет на поставку оборудования различного вида – энергетического, навигационного, бурового, добычного, на технологические комплексы по переработке нефти и газа. Подключение к этим поставкам российских компаний и есть главная задача, которая позволит в значительной степени поднять российское судостроение, обеспечив ему соответствующий авторитет и прибыльность деятельности.

Евгений Апполонов подчеркнул, что это особенно важно для Санкт-Петербурга, являющегося центром судостроительной промышленности, и сосредоточившего в своей черте не только судостроительные мощности, но и многочисленные заводы по производству судового оборудования. “Если мы будем развивать эту часть локализации, – подчеркнул Евгений Апполонов, – то сможем подготовить условия для успешного функционирования российских и петербургских компаний, готовых принять активное участие в создании морских объектов. Таким образом, задача по формированию на нашей территории арктического кластера, поставленная губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, будет эффективно выполнена”.

В выступлениях участников совещания, представителей компаний “Малахит”, “Северная верфь” и др., также звучала мысль о том, что судостроительная промышленность города весьма заинтересована в развитии арктического кластера, для чего готова сотрудничать с потенциальными заказчиками морской техники.

Инициатива в освоении шельфа переходит к компании “Роснефть”, и, надо надеяться, что шаги, предпринимаемые компанией, приведут к дальнейшему развитию судостроительной промышленности, к получению сложных технических заказов.

Роль Крыловского научного центра в этих процессах хорошо понимают в рабочей группе Полярной комиссии Морского совета. Крыловский центр готов взаимодействовать с “Роснефтью”, и, по словам Евгения Апполонова, уже имеются договоренности о ближайших конкретных шагах по развитию такого сотрудничества.

Среди других, обсужденных на совещании вопросов, были:

– о концепции развития материально-технической базы, внедрения высокотехнологичного оборудования и создания единой системы информационного обеспечения в интересах научных исследований и промышленного освоения Арктической зоны РФ;

– о планах рабочей группы Полярной комиссии Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга по направлению “Промышленность” на 2013-2014 гг.;

– о проведении в декабре совместного совещания рабочих групп по направлениям “Промышленность”, “Наука”, “Образование” для выработки решений по системному взаимодействию научно-образовательного и бизнес-сообщества;

– о проведении в Санкт-Петербурге в декабре международного форума “Арктика: настоящее и будущее”. (и-Маш/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version