Торжественное открытие самого передового климатического аэродинамического тоннеля в Европе для полноразмерных грузовиков и автобусов, в строительство которого Scania инвестировала 400 млн. шв. крон, прошло 11 ноября с участием Анни Лев, министра экономики, энергетики и коммуникаций Швеции, а также президента и генерального директора Scania Мартина Лундстедта.
Благодаря такому климатическому аэродинамическому тоннелю, расположенному в центре исследований и разработок в шведском Седертелье, Scania сможет испытывать тестируемые автомобили в самых сложных погодных условиях внутри страны, что значительно ускорит процесс разработок и повысит производительность.
Теперь во многих случаях компания сможет обойтись без тестирования в реальных условиях эксплуатации, поскольку использование контролируемой среды аэродинамического тоннеля поможет сократить время с начала разработки продукта до его выхода на рынок. “С помощью этого уникального тоннеля мы еще больше повысим эффективность расхода топлива и снизим уровень выбросов, – объяснил исполнительный вице-президент отдела НИОКР Харальд Луданек. – Если мы сможем уменьшить воздействие снега, дождя и грязи, водители смогут работать в более комфортабельных и безопасных кабинах”.
На этом автополигоне можно воспроизводить температуру в диапазоне от -35 до +50 град. C, а также влажность различного уровня – 5-95%. Для производства снега разных типов в системе воздушного канала установлено несколько небольших снежных пушек. Кроме вьюги, здесь можно воссоздавать дождливую погоду, причем есть возможность регулировать не только силу дождя, но даже размер капель. Добавляя в дождевую воду химические вещества, видимые в ультрафиолетовом освещении, и затем исследуя тестируемые автомобили в УФ-свете, специалисты центра смогут в точности определить, куда именно попадает вода и грязь во время дождя, и как жидкость стекает с поверхности автомобиля.
Тестируемый автомобиль закрепляется на специальных роликах – по одному на каждую колесную пару. Это позволяет инженерам воспроизводить скорость до 100 км/ч, которая является оптимальной для тестирования грузовых автомобилей и автобусов.
Программа испытаний направлена на оценку следующих параметров: устойчивость компонентов автомобиля к жаре и холоду, направление и распределение водных капель при стекании, видимость во время ливня и метели, обледенение ветрового стекла, уровень шума ветра, налипание грязи на боковые стороны кабины, функционирование зеркал заднего вида и дверных ручек.
“Конструкция грузовиков и автобусов Scania предполагает наличие превосходных эксплуатационных качеств независимо от климата, – заявил Кристер Рамден, руководитель отдела испытаний производительности автомобилей. – Начиная работать в новых сегментах промышленности и в новых странах со сложными погодными условиями, мы должны обеспечить безупречную работу наших автомобилей”.
Строительство здания высотой 25 м началось в 2011 г. и завершилось в начале этого года проведением испытаний всех систем комплекса. Большой размер здания необходим для размещения под одной крышей грузовиков и автобусов, а также для установки огромного сопла, площадь поверхности которого составляет 13 кв. м. Из этого сопла воздух будет с силой нагнетаться навстречу автомобилю, а затем подниматься в вентиляционную систему на верхнем уровне полигона.
Исследования в климатическом аэродинамическом тоннеле имеют ряд преимуществ, например, они дают возможность проведения в середине лета испытаний в условиях, приближенных к арктическим, и наоборот позволяют создать палящий зной в зимний период. Однако, прежде всего, новый полигон обеспечивает возможность точного воссоздания условий любого эксперимента. На основе тщательно зафиксированной информации о реально существующих участках дорог как в Европе, так и за ее пределами, во время испытаний в климатическом аэродинамическом тоннеле можно воссоздать точные модели этих участков.
В условиях проливного дождя с помощью испытаний можно оценить степень проникновения воды в воздухозаборники и влияние влаги на работу стеклоочистителей, а также изучить производительность климатической системы и эффективность функции предотвращения запотевания ветрового стекла.
С помощью испытаний в условиях снегопада можно исследовать забивание снегом откидных панелей передней части кабины, проникновение снега в воздухозаборники, забивание снегом фильтров, а также функционирование снегоочистителей и обогревателей стекол.
На переднюю часть, крышу и боковые стороны кабины можно направить тепловой поток силой 400-1100 Вт/мІ, имитирующий солнечное излучение. Также можно воспроизводить условия различной степени облачности и имитировать движение автомобилей в тоннелях. Такие испытания помогут определить, как климатические системы справляются с жарой.
При добавлении в дождевую воду 0,5%-ного флуоресцирующего вещества можно увидеть загрязнение боковых частей и дверных ручек кабины, оценить снижение видимости ветрового стекла и боковых окон, а также степень налипания грязи на наружные зеркала заднего вида.
С помощью аэроакустических испытаний можно измерить шум воздушного потока как при встречном, так и при боковом ветре. (Портал машиностроения/Машиностроение Украины, СНГ, мира)