В межгосударственной кооперации компаний из Китая, России и Беларуси при поддержке Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества (ДК ШОС) создан опытный образец первого в СНГ многоцелевого морского беспилотного комплекса. Проект проходит под руководством рабочей группы по судостроению Секретариата делового совета ШОС в рамках программы “Композиционное кораблестроение”. Цель данного проекта – на очередном примере показать экономическую выгоду межгосударственного партнерства как стратегию лидеров ШОС в деле объединения и интеграции стран участников, наблюдателей и партнеров по диалогу.
Многоцелевой морской беспилотный комплекс является автономной системой с возможностью автоматического, полуавтоматического и ручного управления. В состав комплекса входит один или несколько скоростных беспилотных катеров и пункт управления, размещенный на берегу или обитаемом судне. Комплекс может применяться как на море, так и на внутренних водах. Его назначение – проведение поисковых и спасательных операций, контроль экологической обстановки, а также сбор видео-информации и передача в режиме реального времени на береговой пост управления. Беспилотный комплекс позволяет выполнять задания в удалении от берега до 360 км. в течение 120 часов (или 5 суток) с использованием спутникового канала передачи данных. Длина катера составляет 6.3 м, ширина – 1.8 м. Максимальная скорость может достигать 55 узлов.
В проекте реализованы современные технологии композитного кораблестроения, обеспечивающие высокие эксплуатационные характеристики судна в сложных климатических условиях, технологичность конструкции и низкие трудозатраты при производстве. Катер спроектирован и построен российской компанией “Композитное кораблестроение” (Санкт-Петербург). Основным направлением деятельности компании является строительство скоростных пассажирских судов и судов специального назначения из композитных материалов.
Инновационные полимерные материалы, представленные китайской компанией Sino Polymer, позволили расширить температурный диапазон эксплуатации судна, ускорить производственный процесс и снизить общую себестоимость производства. Созданная в 1958 г. компания сегодня является ведущим поставщиком полимеров на мировой рынок. Продукция компании ориентирована на высокотехнологичный сектор промышленности – кораблестроение, ветроустановки, автомобильную промышленность и атомную энергетику.
Белорусская компания ООО “КВАНД ИС” разработала программное обеспечение, изготовила систему автоматического управления и интегрировала ее в беспилотное судно. Системы автоматического управления компании “КВАНД ИС” успешно эксплуатируются в беспилотных авиационных комплексах на территории Республики Беларусь.
За годы взаимодействия с ДК ШОС в Беларуси реализованы ряд масштабных проектов с участием бизнеса государств-членов организации. Среди них – действующий Парк высоких технологий, предлагающий высококлассное программное обеспечение и IT-услуги международного класса. Начато строительство комплексного китайско-белорусского индустриального парка, которое ориентировано на развитие машиностроения, тонкой химии, биомедицины, производство бытовой техники и электроники. Основными рынками сбыта производимой в парке инновационной продукции станут страны СНГ и Европы.
С 2009 г. Республика Беларусь имеет статус партнера ШОС по диалогу. Результатом интеграционного взаимодействия является увеличение товарооборота Беларуси в 2012 г. по сравнению с 2011 г.: с Российской Федерацией на 10.7%, что составило $43.5 млрд., с Казахстаном – достиг уровня $727 млн. и увеличился на 17%. Товарооборот между Беларусью и Китаем за первое полугодие 2012 г. составил более $1 млрд. Впечатляющие результаты достигнуты не только благодаря успешной торговле стран, но и взаимодействию в различных сферах экономики, развитию инвестиционного сотрудничества.
Владимир Горбановский – заместитель директора Делового клуба ШОС: “ДК ШОС является перспективной площадкой для инновационного сотрудничества. Организация объединяет государства с огромным научным потенциалом. Многие проекты в сфере промышленности и высоких технологий достаточно масштабны и дорогостоящи, и зачастую одной стране трудно реализовать их самостоятельно. Многостороннее сотрудничество позволяет мобилизовать финансовые ресурсы и интеллектуальный потенциал для создания новых продуктов и передовых технологий”. (Международный научно-технический журнал/Машиностроение Украины, СНГ, мира)