Машиностроение Украины и мира

Россия: заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков посетил экспозицию ООО «Агромашхолдинг» на выставке «Агротек россия – 2013»

Статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Александр Петриков посетил экспозицию ООО “Агромашхолдинг” на выставке “АгроТек Россия – 2013”. Во Всероссийском выставочном центре, в рамках агропромышленного форума “Золотая осень – 2013” демонстрировалась разнообразная сельскохозяйственная техника под брэндом “АГРОМАШ”, производимая предприятиями Концерна “Тракторные заводы”.

Александр Петриков подробно расспрашивал исполнительного директора “Агромашхолдинга” Мурада Караджаева не только о технических и функциональных особенностях техники. Он интересовался тем, как на местах работают программы господдержки, меры стимулирования бюджетными средствами тех, кто производит и использует российские машины и оборудование.

Прямо на стенде, возле сельхозтехники российского производства, заместитель аграрного министра дал интервью журналу “АГРОМАШ”.

– Техническую вооруженность агропромышленного комплекса России трудно назвать достаточной и эффективной. Какие стратегические пути решения этой проблемы сегодня наиболее актуальны?

– Россия как страна с крупнейшим в мире аграрным потенциалом должна иметь собственное достойное сельскохозяйственное машиностроение. Тут два пути: первый – развитие производства собственных, отечественных машин, второй – сотрудничество с зарубежными производителями сельхозтехники и оборудования с постепенным увеличением уровня комплектации на наших заводах, где реализуются совместные проекты. На это должны быть направлены программы Минпромторга России, а также меры стимулирования спроса сельхозтоваропроизводителей на технику. Такими мерами поддержки вплотную занимается наше министерство.

Недостаточная обеспеченность сельского хозяйства техническими средствами, значительный износ парка машин оборачиваются потерями продукции, ухудшением ее качества из-за несвоевременного выполнения или вовсе нарушения технологических операций при возделывании культур, уборке урожая, хранении.

– Не могли бы напомнить некоторые из механизмов господдержки?

– Есть несколько инструментов поддержки и сельхозмашиностроителей, и товаропроизводителей. Прежде всего, мы сохранили субсидированный кредит по инвестиционным проектам на покупку сельхозтехники и оборудования. Впервые в 2013 г. реализовали программу субсидирования заводов сельхозмашиностроения – при условии, если они реализуют технику крестьянам с 15%-ной скидкой. Плюс очень важные региональные программы поддержки покупки сельскохозяйственной техники за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Только в 2013 г. регионы на эти цели направили 5,9 млрд. руб. И конечно, очень важна поддержка лизинговой схемы, прежде всего через “Росагролизинг” – компанию с государственным участием.

Сейчас складываются разнообразные механизмы и формы государственной поддержки. Нашу задачу мы видим в том, чтобы в результате мониторинга выявить, что тут наиболее выгодно, что максимально эффективно. Такой анализ по результатам 2013 г. проводят департаменты научно-технологической политики и экономики Минсельхоза России. Аналитические материалы мы будем обсуждать с общественностью, отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозтоваропроизводителей, представителями экспертного сообщества, заводов сельхозмашиностроения. Надеемся, что такая кропотливая экспертно-аналитическая работа позволит выработать эффективные предложения по совершенствованию инструментов государственной поддержки технического перевооружения и модернизации агропромышленного комплекса.

Российская техника нашла сегмент на рынке, где крестьяне, в числе прочего, придерживаются так называемого критерия “цена-качество”. В основном это представители малого и среднего предпринимательства, небольшие сельхозпредприятия. Крупные агрохолдинги же пока ориентируются на иностранную технику.

Уверен, что у предприятий-изготовителей сельхозтехники, как и у потребителей их продукции – аграриев, перспективы хорошие. Конечно, при соответствующей государственной политике. Минсельхоз России содействовал и будет содействовать всем программам поддержки сельхозмашиностроителей и агропромышленного комплекса, которые инициирует Минпромторг России. Мы выступили и “за” стратегию развития сельхозмашиностроения, которая в первоначальном варианте претендовала на специальную федеральную целевую программу.

– Программы-то можно написать, но осилит ли бюджет расходные нагрузки?

– Да, есть неблагоприятные макроэкономические прогнозы, поэтому будут определенные ограничения, в том числе и для сельского хозяйства. Но когда у нас сельское хозяйство не чувствовало жестких бюджетных ограничений? Оно всегда их чувствовало. Но замечу, что даже в кризис 2008-2009 гг. сельское хозяйство демонстрировало рост в отличие от других отраслей. Поэтому нам есть на что равняться. Будут, конечно, спросовые ограничения. Но у нас есть довольно существенный резерв импортозамещения. Можно спрос наших потребителей, которые сейчас покупают импортную продукцию, особенно в крупных городах, переключить при разумной политике на закупки отечественной продукции.

– Среди основных покупателей отечественной техники Вы назвали небольшие сельхозпредприятия. Не считаете ли, что без крепкого среднего класса о качественном возрождении села говорить проблематично?

– Сегодня основной экономический рост в сельском хозяйстве дают 25-30% сельхозтоваропроизводителей. Они концентрируют 95% прибыли отрасли. Поэтому у нас дальнейшая судьба сельского хозяйства зависит от того, что будет с этими оставшимися двумя третьими. Присоединятся они, эти рядовые сельхозорганизации, крестьянские, фермерские, личные подсобные хозяйства, к первой группе или останутся в существующем положении?

Теперь нам нужно поддержать средних сельхозтоваропроизводителей. Потому что в сельском хозяйстве все дело решает середняк, крепкий средний класс. Эта задача связана еще с тем, что нам надо сохранить сельскую местность. У нас привыкли считать, что сельское хозяйство – это только поставщик продовольствия и сырья для промышленности. Это далеко не так, сельское хозяйство, особенно малые и средние сельхозорганизации, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств поддерживают занятость в глубинных сельских районах, сохраняют сельскую местность обжитой. Без сельского хозяйства нельзя представить нашу национальную культуру. Миллионы горожан проводят отпуск в деревне. Никто не делает экономической оценки этих общественных благ, но без них нельзя представить развитие страны.

– В начале сентября 2013 г., выступая на одной из международных конференций, Вы сказали, что с 2015 г. в России стартуют новые виды поддержки инновационных проектов. А какие еще задачи считаете первоочередными?

– Основными задачами также являются модернизация инфраструктуры агропромышленного комплекса, технологическая модернизация, введение в оборот заброшенных сельхозземель, расширение агрохимических обследований земель. К 2020 г. Россия планирует увеличить объем производства зерна до 115 млн. т. В 2008-2012 гг. урожай зерна в среднем составлял 86,3 млн. т, а в дореформенный период 1986-1990 гг. – 104,3 млн. т. Как видим, все эти задачи связаны с необходимостью оснащать село новой, производительной, многофункциональной техникой и оборудованием.

***

“Минсельхоз России планирует увеличить субсидии на приобретение сельхозтехники аграриями вдвое – с нынешних 15% до 30%”, – сообщил глава ведомства Николай Федоров на Международном инвестиционном агрофоруме в рамках выставки “Золотая осень – 2013”.

Государство компенсирует часть затрат, для того чтобы стимулировать обновление парка техники у сельхозпроизводителей. Бюджет 2013 г. предусматривал 2,3 млрд. руб. на эти цели. По словам министра, обновление парка сельхозтехники является “суперважной задачей”. (Трактор.ру/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version