Модифицированный китайский истребитель пятого поколения J-20 с бортовым номером “2011” совершил первый испытательный полет. Об этом сообщил новостной портал “Сина”. На протяжении всего полета J-20 сопровождали истребители J-10.
Первый пробный полет J-20 производства Chengdu Aircraft Corporation (CAC) был совершен в 2011 г., однако на тот момент созданный китайцами прототип не соответствовал уровню, заданному перспективными разработками конкурентов – российским истребителем Т-50 (ПАК ФА) и американским F-22 “Рэптор”. Среди недостатков J-20 военные обозреватели указывали на недостаточную мощность двигателя, неспособность осуществлять полеты на сверхзвуковых скоростях, несовершенство радиолокационной системы и технологии “стелс”, позволяющей снизить заметность самолета в радиолокационном диапазоне.
Ожидается, что после начала массового производства новый истребитель в итоге сможет составить конкуренцию российским производителям на международном рынке, так как будет существенно дешевле.
Накануне первого полета J-20 выполнял скоростные пробежки по ВПП. Согласно фотографиям в Интернете, внесенные в конструкцию истребителя модификации коснулись силовой установки, боевых характеристик и малозаметности J-20.
Наиболее заметные изменения касаются новой компоновки воздухозаборников, обеспечивающей улучшение распределения давления на входе в двигатель. На вертикальных стабилизаторах задняя кромка обрезана в верхней части, створки основного шасси и отсека вооружения в большей степени стали соответствовать требованиям обеспечения малозаметности. Внесены изменения в конструкцию фонаря кабины летчика.
Новая электронная система целеуказания расположена в нижней части носка фюзеляжа, сразу за бортовой радиолокационной станцией (БРЛС). Это бортовое оборудование наряду с распределенной системой инфракрасных датчиков формируют на борту J-20 систему целеуказания и предупреждения в оптической и инфракрасной областях спектра по аналогии с американским истребителем F-35 компании “Локхид Мартин”.
Внесенные в конструкцию самолета изменения и электронная система целеуказания могут также свидетельствовать о многоцелевом назначении J-20, который имеет более вместительный внутренний отсек вооружения по сравнению с американским истребителем F-35.
Как ранее сообщил китайский электронный ресурс China’s Securities Times, демонстрационный вариант турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) WS-15 с тягой 15 тс может быть создан в 2014 г. Согласно другим источникам, ТРДД WS-15 не будет готов до 2020 г., а имеющиеся трудности в его разработке приведут к необходимости его применения на этапе начального производства J-20. Не исключена установка на истребитель ТРДД АЛ-31Ф-М1 с тягой 13,5 тс, АЛ-31-М2 с тягой 14,3 тс, или ТРДД 117С тягой 14,5 тс разработки НПО “Сатурн”.
Как ранее сообщали СМИ, Китай ищет возможности приобретения двигателей 117С для J-20, в то время как Россия не намерена продавать эти двигатели отдельно от истребителей Су-35.
Истребители J-20 с российскими двигателями, изготовленные на этапе начального производства для проведения летных испытаний, могут появиться не ранее 2015 г., в то время как поступление J-20 на вооружение может произойти в 2017 г., а достижение их начальной боеготовности может произойти к 2019 г.
Согласно другим источникам, двухместный вариант J-20S может появиться в 2014 г., что может создать конкуренцию двухместному истребителю 4-го поколения J-16 разработки Shenyang Aircraft Corporation, который в настоящее время проходит летные испытания. (АРМС-ТАСС/Машиностроение Украины, СНГ, мира)