Возрастут или упадут продажи, повысятся или понизятся цены на автомобили, отменят ли спецпошлины и утилизационный сбор? Чего ждать от 2014 г., рассказали основные операторы авторынка.
Этот опрос проводился в первой половине января. В то время, путь развития Украины и авторынка еще представлялись совсем по-другому. Если проанализировать ответы и прогнозы операторов, их можно условно разделить на две категории: пессимисты и оптимисты. Хотя, по большому счету, радужного оптимизма, что все будет очень хорошо, и уже буквально завтра, нет ни у кого.
Пессимисты. В данной категории те, что считает, что ничего хорошего ожидать не стоит. Если говорить о глобальных перспективах, коммерческий директор ООО “Хюндай Мотор Украина” Геннадий Четверухин, в частности, сообщил, что мнение экспертов неоднозначное. Но большинство из них считает, что рынок расти не будет. Вероятность падения также не исключена, ввиду продолжения действия спецпошлин и утилизационного сбора (экологического налога). Поэтому, 2014 г. будет более благоприятен для тех брэндов, производство которых налажено в Украине.
В последнем прогнозе о производителях, с Геннадием Четверухиным солидарен директор по маркетингу ГК “АИС” Сергей Боровик. В частности, он сообщил, что благодаря введению утилизационного сбора, национальные автопроизводители смогут увеличить выпуск авто украинской сборки, что поможет не только сохранить стоимость авто на доступном уровне, но и создать новые рабочие места, а это, соответственно, и отчисления в государственный бюджет. Но ожидать снижения цен на авто – не стоит. Учитывая, что почти все в конце года проводили акции и делали скидки, по сравнению с декабрем, цены наоборот вырастут. “Ряд брэндов уже опубликовали новые прайсы с ростом цен на 1,5%-3%. Автомобили 2014 мод. г. по брэндам АИС также вырастут в цене. Причины две: 1) новогодние распродажи ведутся с пониженной, а не нормативной рентабельностью; 2) многие заводы повышают отпускные цены. Также не забываем о факторе традиционной автомобильной инфляции. Новинки почти всегда стоят дороже предшественников”, – сказал Сергей Боровик.
Что касается перспектив, Боровик считает, что в 2014г. емкость совокупного рынка немного упадет с 220 тыс. ед. до 210 тыс. ед. (легковые, грузовые, автобусы). Рынок легковых авто также просядет – с 200 тыс. ед. до 190 тыс. ед. Возможны колебания в обе стороны, которые будут зависеть от макроэкономической ситуации в стране. Кроме того, в 2014 г. большинство тенденций 2013 г. сохранятся. Можно прогнозировать, что доля дизельных авто стабилизируется и рост ее не будет таким резким и большим как в этом году. Для ГК “АИС”, факторы роста, которые работали на продажи наших брэндов в 2013 г. сохранятся и в 2014 г. “Мы планируем расти дальше, несмотря на прогнозы с негативной динамикой рынка”, – подытожил Сергей Боровик.
У генерального директора АО “Укравтоваз” Игоря Вознюка, оптимизма нет. Он сообщил, что состояние экономики страны и макропоказатели не дают возможности прогнозировать рост рынка в 2014 г. Он полагает, что, скорее всего, объемы продаж останутся на уровне минувшего года. Перспективы 2014 г. напрямую зависят от инициатив по либерализации автоимпорта, которые были на межправительственных переговорах Украины и РФ в Москве в декабре. В зависимости от того, какие будут изменения в налогообложении, произойдет внутреннее перераспределение объемов по брэндам.
В рядах представителей премиальных брэндов нет единства оценок перспектив нашего рынка. Что не мудрено: большинство из них ухудшили позиции, и лишь немногим удалось их удержать. В частности, автомобилям Audi. Как сообщил руководитель брэнда Audi в компании “Порше Украина” Александр Божко, брэнд Audi не утратил позиции, а сохранил, не смотря на очень тяжелый для автомобильного бизнеса, год. По мнению господина Божко, очевидно, что в 2014 г. ситуация на автомобильном рынке страны не улучшится. В 2014 г. компания планирует продать не меньшее количество автомобилей, чем в 2013 г., а основные усилия направить на повышение качества работы дилерской сети. Что касается цен, Александр Божко сказал, что компания прилагает максимум усилий для предоставления покупателям максимально приемлемых цен, однако не может полностью исключить влияние законодательных изменений 2013 г. на ценообразование.
Единственным премиальным брэндом, улучшившим позиции в 2013 г., был Mercedes-Benz, продемонстрировавший рост и по объемам, и по месту в рейтинге продаж. Поэтому, прогнозы представителей этой марки вполне можно отнести к оптимистам.
Оптимисты. Генеральный директор ЧАО “АвтоКапитал” Ярослав Пригара сообщил, что компания не намерена снижать темпы работы. В 2014 г. на рынок планируется вывести целый ряд интересных новинок. Среди них модель GLA, которая откроет для Mercedes-Benz совершенно новый подсегмент. Поэтому, в компании настроены защитить результат, который был достигнут в 2013 г. В то же время, Пригара не считает, что с учетом всех факторов есть перспективы для роста на рынке легковых автомобилей в целом. Однако, нет предпосылок и для его дальнейшего падения. В отношении цен Ярослав Пригара сказал, что инфляцию еще никто не отменял. А потому, конечно же, в начале года, как это происходит всегда, цены будут откорректированы производителем, чтобы компенсировать инфляционное влияние.
Генеральный директор “Еврокара” Марина Яковлева сообщила, что по ее прогнозам в первом полугодии тренд прошлого года сохранится. Потенциально рост рынка возможен со второй половины года в пределах 5-7%. В 2014 г. “Еврокар” представит: новую модель Skoda – Spaceback, обновленный Yeti, и заряженную Octavia RS. Расширение модельного ряда и качественное развитие дилерской сети позволят еще больше укрепить позиции брэнда и увеличить долю рынка. Что касается цен, ценовая политика будет определяться Skoda Auto и зависеть от рыночной ситуации, в том числе от законодательного регулирования.
Прогноз, близкий к оптимистическому, сообщил и другой представитель Volkswagen Group. Старший специалист-аналитик по исследованиям товарного рынка Volkswagen компании “Порше Украина” Мария Гарань уверена, что в 2014 г. ее компания однозначно удержит рыночную позицию. “А поскольку VW амбициозный брэнд с большими целями, который имеет все необходимые “инструменты” в своем активе, чтобы наращивать рыночную долю, мы будем старательно работать над тем, чтобы осчастливить еще большее количество украинцев в этом году. В 2014 г. планируется представить новую модель – Golf Sportsvan, который “обречен” на успех; обновленное спорткупе Scirocco для любителей спортивной езды и, конечно же, с нетерпением ждем в конце 2014 г. обновленный бестселлер Volkswagen Touareg”, – сообщила она.
Но, по отношению к рынку в целом, у Марии Гарань оптимизма меньше. В 2014 г. она ожидает объем рынка легковых автомобилей на уровне 180000, так как на данный момент нет никаких предпосылок к его росту. Объем рынка в 2013 г. на уровне 200000 легковых автомобилей был, по ее мнению, обусловлен “искусственно созданными” скачками продаж в апреле и августе, вследствие законодательных изменений условий ввоза автомобилей на территорию Украины.
Касательно цен, прогноз Марии Гарань почти оптимистичен. Брэнд Volkswagen легковые автомобили всегда старается поддерживать потенциальных покупателей в нестабильных рыночных условиях. На данный момент здесь не планирует повышения цен. Наоборот, уже с 1 января начало действовать привлекательное предложение на автомобили, ввезенные на территорию Украины в 2013 г. Данная акция предполагает различные новогодние бонусы на практически весь модельный ряд. Размер новогоднего бонуса на отдельные модели достигает – 40000 грн. Кроме того, размер данного бонуса дополнительно увеличивается при покупке автомобилей по условиям финансирования от “Порше Финанс Групп”, резюмировала Мария Гарань.
Еще один представитель Volkswagen Group также полон оптимизма. Как сообщила руководитель брэнда SEAT в компании “Порше Украина” Дарья Штименко, в 2014 г. у компании еще более амбициозные планы и она намерена осчастливить в два раза больше клиентов, чем в 2013 г. С нового года начинается эра легендарного Leon, который был представлен в середине 2013 г. и начал наращивать объемы к концу года. С начала весны представят еще и его вместительную версию – универсал Leon ST. К лету появится главная “зажигалка” Leon Cupra с 265 л. с. Также, зная об украинской любви к седанам и вместительным большим машинам, в марте будет презентован первый европейский седан от SEAT и 7-местный дизельный минивэн Alhambra.
Ценовые прогнозы Дарьи Штименко оптимистичны. Если законодательные условия на автомобильном рынке не изменятся, то цены на SEAT в 2014 г. не вырастут.
Достаточно оптимистично оценивает наступивший год директор “Ситроен Украина” Лоик Сибрак. И это вполне объяснимо – автомобили Citroen в 2013 г. показали хорошую динамику роста продаж.
В частности, Сибрак сообщил: несмотря на прогноз продаж в 2014 г. в 215 тыс. автомобилей – т. е. рынок останется на уровне 2013 г., “Ситроен Украина” намерен улучшить позиции. Главная цель “Ситроен Украина” на 2014 г. – завоевание доли рынка в 2,5% и для этого будут приложены все усилия. Во-первых, ожидаются новые модели, главная из которых – пара высокотехнологичных и просторных минивэнов Citroеn С4 Picasso (5 мест) и Citroеn Grand C4 Picasso (7 мест). Во-вторых, продажам будут способствовать выгодные кредиты Citroеn Financial Services и лизинг Citroеn Leasing. Третье – дальнейшее развитие сервисной сети и повышение качества обслуживания клиентов. Что касается цен, отметил Сибрак, на автомобили Citroеn они могут подвергаться корректировке из-за изменения курсов валют (цены установлены в долларах США и пересчитываются по курсу в гривнах). Однако, эта корректировка незначительна и не превышает 1-2% от цены автомобиля.
В целом, независимо от сценария, 2014 г. обещает быть непростым годом. Главное, чтобы пессимисты, в результате не оказались реалистами, а их прогнозы в конце года, не выглядели слишком оптимистичными на фоне его итогов. Во всяком случае, пока к этому причин. Тем более, что оптимистов больше, чем пессимистов. Хотя, и показательно, что уже практически никто (ни оптимисты, ни пессимисты) не говорят: если спецпошлины/УТсбор отменят, цены снизятся. Похоже, что уже не верят в это. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)