В Петербурге заработал первый carsharing – уличный прокат автомобилей. В Америке и Европе подобные системы внедрили еще 5-7 лет назад, есть подобный прокат машин в Чехии. Расчет на то, что carsharing сыграет немалую роль в борьбе с пробками.
Классический каршеринг рассчитан на горожан, не имеющих автомобиля и предпочитающих в обычные дни общественный транспорт. А когда автомобиль понадобится – встретить кого-то в аэропорту, съездить в магазин – просто взять машину на улице, без визита в прокатную контору.
Два года назад на промышленной выставке в Германии губернатор Полтавченко проявил интерес к каршерингу и объявил, что в Петербурге непременно появится нечто подобное. Тогда же на Международном инновационном форуме транспортные эксперты настоятельно советовали Петербургу внедрять машинообмен. Они приводили в пример Берлин, где 10 минут проката стоят 2,5 евро (за бензин платить не надо). На тот момент в Берлине действовали 340 каршеринговых автомобилей и 1250 велосипедов. Правда, немцы сами признавали, что проект окупится не раньше, чем через 8 лет.
В американском Остине в том же году было всего восемь автомобилей каршеринговой системы car2go. Это были «смарты» с электродвигателем. Прокат обходился клиенту в 66 долларов в сутки, или 13 в час, или 35 центов в минуту. Проект окупался за счет субсидий из бюджета, поскольку власти штата поставили задачу – лишить личный автотранспорт прежней популярности.
Первый петербургский каршеринг государство не поддерживает, сказал «Городу 812» заместитель генерального директора StreetCar Роман Храмов. Из дальнейшей беседы выяснилось, что новый сервис больше смахивает на классический автопрокат, причем с недешевыми машинами. Но для постоянных клиентов он все-таки более удобен, чем прокат, где при всякой аренде нужно приезжать в офис, заключать договор и оставлять залог.
В американском car2go от нового клиента требуется: прийти в офис, составить договор, заплатив за оформление 35 долларов, предъявить паспорт и права, получить пластиковую карту-ключ.
В петербургском StreetCar надо явиться в офис, предъявить документы, оставить залог – 10 или 15 тысяч рублей, – потом получить такую же пластиковую карту. Впрочем, можно заполнить все по Интернету, заказав доставку ключа на дом. Большинство пользователей предпочитают залог не платить, а перечислить реквизиты банковской карты. Правда, кое-какие деньги – 3000 рублей – в офисе все равно придется оставить. Это на тот случай, если придет штрафная квитанция. Забрать их будет возможно только при расторжении договора. А его расторгают, либо купив собственную машину, либо переезжая в другой город.
В каршеринге на Западе клиент, желающий взять машину, открывает сайт фирмы или специальное приложение на смартфоне и видит карту: где есть поблизости машина, которую можно арендовать. Все машины имеют GPS-модули и спутниковую сигнализацию, так что отследить их легко. У петербургского каршеринга карта тоже есть, но она не меняется. Все машины имеют свои пункты приписки – на платных автостоянках. Отсюда главное различие двух систем: в Европе и Америке машину можно оставить в любом месте в черте города, в Петербурге – требуется аккуратно вернуть туда, где взял. И весьма желательно автомобиль забронировать (хотя бы со смартфона), а то получится, что пока вы едете к стоянке, автомобиль возьмет кто-то другой. В Европе с этой проблемой как-то не считаются.
Но есть и сходства – машина открывается карточкой, а ключи хранятся внутри. И заправляться можно бесплатно, у компании заключен договор с «Лукойлом». В иностранном каршеринге машины выделяются своей яркой расцветкой, у нас ее можно найти только по номеру. В крайнем случае – по номерной рамке.
Эксперты говорят: для того чтобы прокатный автомобиль начал вытеснять с улиц личный, требуется 1500 машин. В StreetCar их только 70. И 200 клиентов. Преобладают две марки – Volkswagen и BMW. Стоянки – большей частью на севере города. В центре – есть у торгового центра «ПИК», у Московского вокзала, БКЗ, гостиницы «Русь» и на площади Островского.
– Московская система каршеринга построена именно по западному принципу: бросай машину где попало. И она не популярна и не окупается, – заметил Храмов. – Может быть, потому, что там до сих пор не решен вопрос с платными парковками. Клиенты мыкаются и битый час ищут, где бы эту машину оставить: чтоб было бесплатно. Я сам, помнится, бросил ее где-то во дворе рядом с помойкой. Понимаю, что нам предстоит нелегкий диалог с городскими властями: чтобы нашим машинам позволили стоять в центре бесплатно. Тогда их станет больше, и люди поймут преимущества этого сервиса.
Как заявило руководство петербургского каршеринга, угонов они не боятся. Вот если бы сдавали в аренду «Туареги» или японские иномарки – был бы смысл. Кстати, залог для клиентов – это своеобразный фейсконтроль на входе, призванный отвадить от проката совсем уж несостоятельную клиентуру.
Испытания нового сервиса заняли у корреспондента «Города 812» чуть более двух часов. Пять минут на анкету, час на поездку в Лахту, офис помещается там. Потом – выбор машины и аренда. Арендовать авто можно, зайдя на сайт из личного кабинета. Выбираю «Фольксваген Пассат» у гостиницы «Октябрьская». Выясняется, что арендовать менее чем на 2 часа – не получится, и что час аренды будет стоить порядка 470 рублей. Потому что пятница, вечер.
Нашлепка со светодиодами под лобовым стеклом. Провожу карточкой – один из светодиодов меняет окраску, слышен щелчок замка. Первое, что нужно сделать, сев на водительское место – достать из бардачка информационный планшет, похожий на аппарат для считывания банковских карт. Тыкаю в кнопки, отвечая на вопросы.
– Машина чистая? – Да.
– Повреждений нет? – Нет.
– Страховка в наличии? – Да. Хотя номер машины в полис не вписан, кстати.
– Оформляем заказ?
Решила сначала выяснить, исправно ли авто. Чтоб не покупать кота в мешке. Ключ торчит прямо в планшете, я его вынимаю, вставляю в скважину. Начинает играть музыка, но больше – никаких признаков включенного зажигания. Что за черт? Тыкаю таблеткой имобилайзера во все мыслимые места. Так проходит минут десять, так что на планшете появляется надпись: «Выйдите из машины и закройте ее». Только после звонка в контору и разъяснилось, что без положительного ответа на последний вопрос: да, мы берем машину – мотор не работает. Может, это и есть загадочное ноу-хау «Стриткара», с помощью которого они перестанут бояться угонщиков, даже если те сделают копию ключей.
Отвечаю на последний вопрос, появляется надпись: «Можете взять ключ». Наконец-то машина завелась. На выезде со стоянки никаких документов не спрашивали.
Вернувшись и запарковавшись, я ответила на вопрос из планшета: «Вы вернулись на место?» И посчитала эксперимент удачным. (online812.ru/Машиностроение Украины и мира)