Сейчас в экономике и стране в целом такая нестабильность, что многие наши постоянные комментаторы, просто отказались от теоретизирования “что будет, если”. Мол, хватает уже существующих – злободневных проблем, которые надо решать. Чтобы как-то минимизировать проблемы в будущем, аналитики и пытаются смоделировать ситуацию, которая может возникнуть, “если”. Как показывает практика, иногда это помогает избежать поспешных и необдуманных решений. Тем более, что Кабмин уже рассматривает варианты отказа от беспошлинной торговли с Россией.
Зная особенность наших политиков пытаться проталкивать молниеносные решения без обсуждения, без поправок и не вдаваясь в анализ последствий, попробуем хоть заранее просчитать последствия. Кроме того, уже с 14 апреля снижены спецпошлины. Прогнозами о том, как все это вместе и по отдельности отразится на отечественном авторынке, поделились некоторые ведущие операторы. Речь идет об 11,6% украинского рынка – именно столько автомобилей поставляется к нам из России.
Как сообщил руководитель по сбыту легковых автомобилей ООО “Порше Украина” Сергей Носенко, из России компания поставляет только VolkswagenPoloSedan. Из-за падения рынка, спецпошлин и утилизационного сбора планы компании по поставкам этой модели сокращались несколько раз. После последних корректировок на 2014 г. намечено поставить 1000 авто. Однако, отметил Носенко, если появится необходимость платить импортную пошлину в дополнение к спецпошлине, плюс удвоенный акциз, то цена на PoloSedan возрастет и станет неконкурентной. Это, конечно, повлечет за собой очередной пересмотр планов, как продаж, так и поставок.
Что касается, изменения цен на авто, импортируемых из России, то это, по мнению Носенко относительный вопрос. Меняется ли цена зависит от того, с чем сравнивать. По предварительным расчетам, цена останется практически на существующем на март уровне (до уменьшения спецпошлины и увеличения акциза). Если сравнивать с учетом уменьшения спецпошлины и отмены утилcбора, то цена увеличится. Соответственно, на фоне подешевевших конкурентов, импортируемых не из России, цена VWPoloSedan будет неконкурентной. PoloSedan производится в России и Индии. Из Индии он не будет поставляться в Украину, подытожил Сергей Носенко.
Как сообщили в “Ниссан Мотор Украина”, на сегодняшний день у компании нет поставок из России. В Украине продаются автомобили Nissan, производимые, в основном, в Великобритании и Японии. Если говорить про Infiniti, то в Украине продаются автомобили производства США и Японии. Исходя из той ситуации, которая сложилась на рынке, новую NissanAlmera, а также автомобили под брэндом Datsun, которые производятся в России, в нынешнем году выводить на украинский рынок не планировали. И это даже до планов по выходу из режима свободной торговли с РФ.
Еще более лаконичными были ответы пресс-службы Корпорации “УкрАвто”. Перспективы импорта автомобилей из России (некоторые модели KIA) зависят от геополитической обстановки и емкости рынка. А цены на эти авто зависят от финансовых условий заводов-импортеров и спроса на украинском рынке. На сегодняшний день “УкрАвто” не приостанавливала импорт ни из одной страны, где находятся заводы партнеров.
Возможная отмена беспошлинного ввоза из России прямой наводкой ударит по импортерам российских “ВАЗов” – компании “УкрАвтоВАЗ”. Как сообщили в пресс-службе компании, здесь отношение к возможной отмене беспошлинной торговли между Украиной и Россией – негативное. Торговые войны не выгодны ни одной из сторон, и в “УкрАвтоВАЗе” надеются, что соглашение о свободной торговле останется в силе.
В то же время, нововведения в украинском законодательстве, – а именно отмена утилизационного сбора, и снижение спецпошлин, смогут несколько оживить продажи Lada. “Отмена утилизационного сбора – это положительный сигнал для старта продаж таких новинок АвтоВАЗа, как LadaKalinaNew. Но, только при условии сохранения в силе Межправительственного соглашения между Украиной и Россией о беспошлинной торговле”, – считают в “УкравтоВАЗе”. “К сожалению, – продолжают в “УкрАвтоВАЗе”, – сейчас на ценообразование автомобилей влияет не cтолько “либерализация” налогообложения, сколько, стремительный рост курса валют по отношению к гривне. Автомобильный рынок всегда был напрямую привязан к валютной (в основном, долларовой) составляющей. И рост курса доллара на 45-50%, который мы видим на текущий момент, заставляет постепенно подтягивать розничные цены к данному уровню. Если тенденции на валютном рынке сохранятся, то сокращение налогов позволит только несколько замедлить удорожание автомобилей. Альтернативой пока еще являются автомобили, растаможенные по старым правилам и по старому курсу”.
Возможная отмена беспошлинной торговли в Россией поднимет цены на импортируемые оттуда автомобили. На сегодняшний день их не так уж мало. Это, например, KIA Rio, Hyundai Accent, VW Polo Sedan, Lada, Peugeot 408, Chevrolet Niva, “ГАЗ”, “УАЗ” и другие. Эти модели с большой вероятностью подорожают и, став неконкурентоспособными, могут исчезнуть с нашего рынка. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)