В Беларуси могут быть уничтожены все автомобильные дилеры. Такая же судьба может ожидать всех остальных импортеров, даже отдаленно конкурирующих с белорусскими производителями. Совет министров разработал проект указа, согласно которому в Беларуси на полгода вводится исключительное право государства на импорт в Беларусь товаров, аналоги которых производятся в Республике Беларусь.
Фирма “Колорит” в Киеве занимается установкой самых разных жалюзей – горизонтальных, вертикальных, рулонных (рулонных штор), в том числе и жалюзей день ночь. Замер бесплатный.Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость жалюзей с помощью калькулятора, установленного на сайте компании.
Осуществлять исключительное право государства составители документа предлагают двенадцати промышленным предприятиям. Среди исключительных импортеров: ОАО “МАЗ”, ОАО “МТЗ”, ОАО “Белшина”, ОАО “Горизонт”, ЗАО “Атлант”, ОАО “Гомсельмаш” и другие известные предприятия.
В качестве целей принятия указа прописаны две цели, которые в нынешней экономической ситуации фактически исключают друг друга. Это “удовлетворение потребности на внутреннем рынке Беларуси некоторыми импортными товарами в широком ассортименте” и “защита экономических интересов государства”. Понятно, что в Беларуси нет проблемы с отсутствием на полках импортных товаров. Как раз наоборот экспорт падает. Согласно аналитическому обозрению Нацбанка присутствует отрицательная динамика экспорта некоторых ключевых экспортных товаров, в том числе шин (в 1,7 раза), черных металлов (на 6,6%), седельных тягачей (в 1,9 раза), сельскохозяйственных машин и механизмов (на 35,9%), запчастей для автомобилей и тракторов (на 22,6%).
Поэтому не вызывает сомнения, что составители документа лукавят и истинная цель документа – фактически свести к нулю импорт товаров, аналоги которых производятся в Беларуси. Вот только методы выбраны странные.
Вообще, первое впечатление от проекта данного указа, приблизительно такое же, как от, ставшего уже нарицательным, знаменитого постановления Совмина №991.
Проект указа настолько оторван от реальной жизни страны и от объективных экономических законов, что невольно задаешься вопросом: “Может его составители живут в иной Беларуси?”.
Предполагается, что исключительным импортером всех автомобилей в Беларусь станет ОАО “МАЗ”. Причем речь идет не только о грузовых автомобилях, но и всех легковых, в том числе из стран Таможенного союза. Каким образом это будет реализовано практически, понять сложно.
ОАО “МТЗ” будет единственным импортером сельхозтехники и оборудования. ОАО “Горизонт” – радио-, теле-, видео- и бытовой техники. ОАО “Белшина” будет единственным поставщиком в Беларусь шин и покрышек. И так далее и потому подобное, по всем видам промышленных товаров, которые производятся в Беларуси. Товары иностранных производителей будут поставлять в Беларусь не те, кто умеет и хочет это делать. Иностранный товар разрешат поставлять в Беларусь их белорусским конкурентам.
Поделиться впечатлениями от проекта указа попросили председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича.
– Велись ли какие-либо переговоры с автомобильными дилерами перед разработкой указа?
– На самом деле, этот проект указа попал к нам совершенно случайно и с нами не обсуждался. Мы не привлекались ни в качестве экспертов, ни в качестве аналитиков.
– Будут ли подпадать под действие проекта указа поставки из стран таможенного союза – России и Казахстана?
– Если читать буквально это проект, то он распространяется на любой импорт, в том числе из России и Казахстана. И хотя планируется, что указ будет действовать всего шесть месяцев, я не думаю, что Российская Федерация позволит появиться указу. Он будет противоречить всем договоренностям не только в рамках подписанного Экономического союза, который начнет действовать с января, но и всем двусторонним договоренностям между Беларусью и Россией.
– В проект указа вошли легковые автомобили, исключительным импортером которых станет МАЗ. Как вы оцениваете это нововведение?
– Вы знаете, мы вообще сомневаемся, что этот указ будет подписан в том варианте, в котором мы его увидели. Это не совсем проработанный документ, мягко говоря. В случае его подписания страна столкнется с проблемами, которые мы видели в 2011 г.: народ кинется скупать валюту и поедет за товарами в Европу или в соседнюю Россию. Мы считаем, что данный указ не должен быть подписан в силу любой логики и здравого смысла. Мы предлагаем Минппрому и Совмину рассмотреть иные варианты защиты рынка, в том числе и автомобильного.
– Что Белорусская автомобильная ассоциация намерена сейчас предпринять?
– Мы написали письма в Совет министров, в Администрацию президента Республики Беларусь с нашими предложениями. Для того, чтобы защищать рынок мы предлагаем иные механизмы, которые бы носили экономический характер, а не запретительный. Экономические методы могли бы стимулировать наших граждан покупать товары и автомобили в Беларуси. А вот запретительные меры в открытой с Россией и Казахстаном экономике едва ли этому помогут.
Мы неформально уже общались с чиновниками, которые имели отношение к разработке этого указа. В общем-то, мы нашли понимание в том, что данному указу не должны дать дальнейший ход. Я надеюсь, что этот документ не будет подписан. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)