Машиностроение Украины и мира

Россия: сибирские ученые создадут томограф для выявления дефектов в самолетах

Томские ученые создадут к 2015 г. первый в РФ переносной тепловой дефектоскоп-томограф, позволяющий находить скрытые дефекты в конструкции самолетов, а также программное обеспечение для подобных зарубежных приборов по заказу авиастроительной корпорации Airbus, сообщил профессор Томского политехнического университета (ТПУ) Владимир Вавилов.

Он пояснил, что еще в конце 1980-х годов ученые ВУЗа получили советский патент на применение принципа тепловой томографии. В настоящее время на основе метода в ТПУ разрабатывают новый тип прибора для поиска дефектов в композиционных материалах, используемых в авиастроении. “Речь о дефектах, которые возникают в панелях из углепластика – в фюзеляже, элеронах, закрылках, рулях высоты и направления самолетов – из-за ударов багажа при погрузке, столкновения с птицами, града и тому подобных причин. Такие дефекты не видны на поверхности, они “уходят” внутрь материала и представляют опасность при дальнейшей эксплуатации самолетов. Мы предлагаем новый способ обнаружения дефектов”, – сказал он. Вавилов пояснил, что в настоящее время для выявления таких дефектов используется ультразвуковой метод.

“Как правило, в ангарах осматривают либо целиком весь самолет, либо его отдельные элементы. Ультразвуковой контроль является точечным и требует много времени для сплошного осмотра поверхностей большой площади. С помощью нашего прибора, включающего инфракрасный тепловизионный модуль, источник нагрева и специализированный софтвер, можно будет контролировать сразу значительные участки самолета”, – сказал ученый.

Он подчеркнул, что прибор является безопасным для персонала, обеспечивая при этом высокую производительность испытаний. Портативный тепловой дефектоскоп-томограф может быть использован для неразрушающего контроля композиционных материалов как на заводах-изготовителях, так и в ангарах авиационно-технических баз аэропортов. “Финансирование проекта со стороны университета – 7 млн. руб., еще столько же – со стороны корпорации Airbus в качестве софинансирования. Для РФ мы делаем компактный прибор, не имеющий российских аналогов, для Airbus разрабатываем “начинку” для западных дефектоскопов, то есть программный продукт”, – уточнил профессор.

Работа ведется в рамках проекта “Технологии и комплексы томографического неразрушающего контроля нового поколения”. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version