И без того вызвавшая многочисленные споры и скандалы “сделка века” на закупку Южной Кореей 40 американских истребителей пятого поколения F-35 A на более чем $7 млрд. вновь спровоцировала гневные комментарии южнокорейских парламентариев.
Как выяснилось, у этих истребителей были выявлены серьезные неисправности в двигателе, но правительство Южной Кореи все равно решило приобрести машины, посчитав, что компания-производитель “Локхид Мартин” устранит когда-либо проблемы. Кроме того, оказалось, что Сеул реально сможет вооружить менее половины заказанных машин.
Очередной скандал вызвали результаты парламентской проверки, которые были обнародованы депутатом от оппозиционного Нового политического альянса за демократию Ан Гю Бэком. Как выяснилось, в сентябре власти США уведомили Южную Корею о результатах расследования, которое было проведено в связи со случаем возгорания до взлета истребителя F-35 A на базе Эглин во Флориде. Данным самолетам были запрещены полеты в течение трех недель. Возгорание стало причиной выявленных конструкционных неисправностей в двигателе. Получалось, что все истребители F-35 имеют подобную уязвимость. Изучив результаты расследования, ВВС Южной Кореи рекомендовали повременить с контрактом, дождавшись устранения неисправностей в двигателе. Однако правительство Южной Кореи в конце концов решило поторопиться, заказав 40 машин F-35 A, которые обошлись более чем в $7 млрд. Эксперты критически заметили: “Мы за деньги наших налогоплательщиков согласились за большую сумму приобрести неисправные боевые самолеты”. Другие же отмечают, что Сеул должен был либо требовать снизить цену на партию самолетов либо дожидаться, когда проблемы будут решены.
Одновременно оказалось, что F-35 A были признаны “не удовлетворяющими требованиям” по семи критериям. Агентство программ оборонных заказов (АПОЗ) Кореи, которое является ведущей организацией, отвечающей за контракт, поспешило парировать обвинения, но получилось это не очень убедительно. Как объяснили в АПОЗ, США заверили корейцев, что все неисправности с двигателями будут устранены, а семь критерием – “не были ключевыми для определения”.
Подобные объяснения в стиле “мы поверили на слово” не удовлетворили ни депутата, ни экспертов. “Как наше правительство могло согласиться закрыть глаза на подобное в таком огромном проекте? Никакие отговорки про “важность поддержания двусторонних отношений” не могут быть причиной для невозможности проведения справедливой и честной сделки”, – подчеркнул депутат Ан.
Кроме того, оказалось, что с этим контрактом еще одна проблема. Заказав 40 самолетов, у Сеула нашлись деньги, чтобы вооружить в полной мере менее половины машин. Как сообщил депутат от правящей партии Сон Ен Гын, Южная Корея заказала для F-35 A ракет класса “воздух-воздух” лишь для 45% самолетов и класса “воздух-земля” – для 75%. Таким образом, из 40 суперсовременных и расхваленных “истребителей-невидимок”, которые обошлись Корее по $121 млн. за штуку, Сеул сможет использовать для воздушных боев лишь 18 самолетов и для нанесения ударов по наземным целям – 30 F-35 A.
Военные признают эти недостатки: “Мы слишком сильно заботились о том, чтобы купить сразу 40 F-35 A, а вот на вооружение для них денег не хватило”, – отметил один из офицеров ВВС на условиях анонимности. Также было сказано, что не хватило денег и на запасные двигатели. По правилам, для 40 машин надо иметь от четырех до шести запасных двигателей, тогда как у Южной Кореи хватило средств лишь на один запасной. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)