Крупнейшего в стране производителя аккумуляторов – корпорацию “Веста” – банкротят кредиторы. Ранее стало известно, что Хозяйственный суд Днепропетровской области возбудил дело о банкротстве ее дочерней компании “Веста Индастриал”, а летом аналогичное дело было открыто судом в отношении другой ее “дочки” – “Веста-Днепр”. На этих предприятиях сосредоточено основное производство корпорации.
В корпорации “Веста” на запрос не ответили. Но в финансовом отчете холдинговой компании Westa ISIC (входит в состав корпорации) за первое полугодие говорится, что в течение этого периода продажи основной продукции корпорации – автомобильных аккумуляторных батарей – упали на 52% по сравнению с январем-июнем 2013 г. (до 0,7 млн. штук) из-за низкого рыночного спроса. В целом за шесть месяцев Westa ISIC получила $91,594 млн. чистого убытка, что в 8,6 раза больше, чем за то же время 2013 г., выручка сократилась в 2,3 раза до $20,031 млн. Падение продаж и прибыли ставит под сомнение способность компании обслуживать долг в $232 млн. (на конец первого полугодия), отмечает старший аналитик инвестгруппы “АРТ Капитал” Алексей Андрейченко. Он указывает, что по итогам последних 12 месяцев соотношение чистого долга компании Westa к ее EBITDA составило 17,4х1, притом что инвесторы и кредиторы начинают нервничать уже при 3х1. Фактически, делает вывод эксперт, сегодняшний уровень долга по отношению к прибыли компании можно назвать неподъемным.
В отчете Westa подчеркивается, что ее финансовое положение остается сложным, но руководство продолжает переговоры с украинскими банками о реструктуризации их требований, что, по ожиданию компании, позволит рассрочить основные выплаты на пять-семь лет. Более того, в рамках все той же реструктуризации кредитной задолженности к ноябрю компания планировала завершить реорганизацию трех дочерних предприятий “Веста-Днепр”, “Веста Индастриал” и “Промышленные энергетические системы” с целью передачи всех бизнес-операций одному юридическому лицу – Westa Car Buttery Ltd.
Проблемы со сбытом продукции испытывают и другие участники рынка. За 10 месяцев производство аккумуляторов в стране сократилось на 40%, причем со временем падение усилилось и в октябре уже составило 58% к октябрю прошлого года, говорит Андрейченко. В Украине работает три больших компании, которые в вместе удерживают около 90% общего выпуска батарей в стране: Westa (45%), ISTA (25%) и “Мегатекс” (20%), при этом за счет украинских заводов покрывается только половина отечественного рынка, остальное – импорт. Объем местного рынка колеблется в пределах 2,3 млн. батарей.
Около 40% производимых в Украине автомобильных аккумуляторов экспортируется в основном в Российскую Федерацию. Привлекательность рынка России объясняется прежде всего тем, что при его емкости в 11-12 млн. батарей в год только 40% покрывается за счет местных производителей.
Но сейчас спрос стал заметно снижаться из-за сокращения производства автомобилей в РФ, и украинские поставщики испытывают из-за этого значительные трудности, рассказала начальник отдела маркетинга Торгового дома ISTA (производитель аккумуляторов, один из отечественных конкурентов “Весты”) Наталья Василец. В частности, по ее словам, меньше стал заказывать батарей АвтоВАЗ. Кроме того, у ISTA истек срок контракта с компанией “Рено Россия” (который та не стала продлевать), а новый контракт российское предприятие пока не спешит подписывать.
Наши производители аккумуляторов уверены, что российские дистрибуторы перестали покупать украинскую продукцию из-за конфликта двух стран. В результате “Веста” не смогла должным образом загрузить украинские мощности. “Не исключено, что с началом проблем в торговых отношениях Украины и России корпорация “Веста” пересмотрела стратегию продвижения на российском рынке и сконцентрировалась на заводах в Курске”, – считает Андрейченко. Он напоминает, что несколько лет назад корпорация выкупила 60% курского завода “Аккумулятор”, а также приобрела компанию “Исток” в том же городе. Оба предприятия занимают 20% в общем объеме производства автоаккумуляторов в России и 9% местного рынка этой продукции.
По словам Василец, внутренний спрос также снижается из-за ряда факторов: курсовые колебания национальной валюты, рост импорта и уменьшение доходов населения. “Заводы несут издержки из-за того, что приходится закупать сырье за валюту, причем не только импортное, но и отечественное”, – сетует она.
По данным одного из дилеров украинских производителей, пожелавшего сохранить анонимность, в этом году отечественные заводы подняли стоимость батарей на 50%. (Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)