Машиностроение Украины и мира

Россия: в Санкт-Петербурге начались испытания самого большого в мире атомного ледокола

В Санкт-Петербурге начались испытания самого большого в мире атомного ледокола. Судно только будут строить на “Балтийских верфях”, а его точную копию уже проверяют в уникальном бассейне, который недавно открыли в научном центре им. Крылова. Искусственный водоем позволяет создавать любую ледовую обстановку на море, имитировать шторма и даже цунами.

В специальном бассейне испытывают судно – точную копию настоящего, уменьшенную в десятки раз. Условная толщина ледяных торосов 1,5 м – так определяют мощность руля для ледокола, чтобы он не застрял потом в настоящей Арктике. Даже природу здесь воссоздали с точностью до сотых процента. А воду морозили по особой формуле.

“Мы моделируем покровы льда на изгиб, другие параметры – прочность смятия, плотность, соленость. Все физико-механические свойства льда моделируются”, – рассказал начальник сектора Крыловского научного центра, специалист по проведению испытаний в ледовом бассейне Алексей Додиев.

Физические свойства пресного льда отличаются от свойств морского. Чтобы добиться максимального сходства этой маленькой Арктики с настоящей, воду посолили – высыпали в бассейн 60 т поваренной соли.

В бассейн спустили макет будущего атомного ледокол “Лидер”, он должен стать самым большим в мир: вдвое мощнее всех существующих, длиной 173 м, а высотой – 185. Основная задача – круглогодичная навигация по Северному морскому пути. Строительство ледокола долго откладывалось: старый ледовый бассейн Государственного центра им. Крылова был слишком мал для такой огромной модели. Других площадок в России нет. И не успели перерезать красную ленточку на открытии нового испытательного бассейна – очередь из судостроителей выстроилась на год вперед. “Мы практически сформировали портфель заказов на 2015 г., многие клиенты стояли и ждали, когда ж мы его достроим”, – отметил начальник отделения гидро- и аэродинамики Крыловского государственного научного центра Вячеслав Магаровский.

На берегу целая коллекция моделей, это точные копии судов и кораблей всего мира. Конструкторы в мореходном бассейне имитируют семибалльный шторм для модели арктической буровой установки, а в глубоководном секторе работают над формой гребных винтов и обводом корпуса для насыпного сухогруза. Стоимость каждой модели около 15 тыс. евро, но проектировщики охотно идут на эти расходы. В море любая ошибка обойдется в сотни раз дороже.

“Когда проектировщик берет на себя риск прогнозировать характеристики судна базе испытаний в бассейне, бывали случаи, когда обращались к нам с просьбой исправить ошибки. И если обращались во время, приобретало совсем другие характеристики, параметры обвода корпуса”, – объясняет начальник отделения ходкости Крыловского государственного научного центра Валерий Борусевич. (ТВЦентр/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version