На 25 компаний пришлось 41% украинского экспорта. За первое полугодие экспорт товаров из Украины составил $28,62 млрд. Более 40% этого объема генерировали 25 украинских компаний.
Основная экспортная категория Украины – черные металлы, которых за первое полугодие было вывезено на $7,3 млрд. Поэтому неудивительно, что в первой пятерке украинских экспортеров четверо торгуют металлопродукцией. Крупнейший экспортер Украины – металлургический гигант “АрселорМиттал Кривой Рог” Лакшми Миттала.
Вторая и третья по емкости экспортные группы товаров – зерно и жиры растительного и животного происхождения, которых было экспортировано в первом полугодии на $2,96 млрд. и $2,06 млрд. соответственно. В ТОП-5 крупнейших экспортеров вошла одна аграрная компания “Кернел-Трейд” Андрея Веревского.
В структуре украинского экспорта в 2014 г. произошли существенные изменения. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Украины Валерия Пятницкого, сокращение поставок в РФ сопровождалось адекватным наращиванием экспорта в другие страны, в первую очередь в ЕС, за счет автономных преференций. “Это позволило сохранить объемы экспорта в целом, а по отдельным отраслям – даже нарастить его”, – констатирует он. Экспорт в Европейский союз за I полугодие вырос на $1,3 млрд. (рост 14,9%), в Россию – снизился на $2,5 млрд. (падение на 23,3%). Удельный вес европейского направления составляет 33,1% от общего объема экспорта, других стран – 66,9%.
Самое существенное падение экспортных поставок – в машиностроении. Продукция отрасли была ориентирована на российский рынок, и компенсировать потерю этого направления переориентацией на другие внешние рынки оперативно не получится.
“Нарушена система кооперации, поскольку украинский товар – лишь часть большого продукта. У нас очень серьезный провал – минус $730 млн. за 5 месяцев ($4,260 млрд. в 2013 г. против $3,530 млрд.). Львиная доля падения – это РФ, куда экспорт снизился на $515 млн.”, – подчеркивает Пятницкий. В ЕС поставки этой категории продукции выросли на $137 млн.
Forbes представляет ТОП-25 экспортеров среди отечественных компаний по итогам 6 месяцев. В рейтинг входят ряд компаний, которые из-за обострения обстановки на Донбассе или, как в случае с “Крымским титаном”, перерегистрации в РФ (Крым), во втором полугодии потеряют свои позиции.
№ | Компания | Отрасль | $ млн. |
1 | “АрселорМиттал Кривой Рог” | металлургия | 1425,48 |
2 | ММК им. Ильича | металлургия | 1066,18 |
3 | “Кернел-Трейд” | АПК | 880,78 |
4 | ИСД | металлургия | 843,56 |
5 | “Азовсталь” | металлургия | 751,53 |
6 | “Запорожсталь” | металлургия | 746,42 |
7 | Алчевский металлургический комбинат | металлургия | 622,80 |
8 | Полтавский ГОК | металлургия | 602,51 |
9 | Енакиевский металлургический завод | металлургия | 554,41 |
10 | “Каргилл” | АПК | 458,14 |
11 | «Мотор Сич» | машиностроение | 389,16 |
12 | “Укрнафта” | нефтегаз | 388,21 |
13 | “Донецксталь” | металлургия | 339,11 |
14 | Южный ГОК | металлургия | 330,03 |
15 | “Нибулон” | АПК | 307,97 |
16 | “Креатив” | АПК | 281,98 |
17 | Одесский припортовый завод | химия | 260,47 |
18 | Северный ГОК | металлургия | 225,98 |
19 | «Лугансктепловоз» | машиностроение | 222,48 |
20 | “Райз” | АПК | 220,84 |
21 | Центральный ГОК | металлургия | 200,34 |
22 | Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины | АПК | 188,78 |
23 | Евраз-ДМЗ им.Петровского | металлургия | 173,95 |
24 | “Крымский титан” | химия | 173,40 |
25 | “ДТЭК Трейдинг” | энергетика | 165,03 |
ПАО «Мотор Сич». Экспорт за І полугодие – $389,16 млн. Отрасль – машиностроение. Владелец – Вячеслав Богуслаев.
Запорожская “Мотор Сич” поставляет около 70% своей продукции на предприятия российского ВПК. Авиационные, и особенно вертолетные двигатели представляют исключительный интерес для российской авиапромышленности – 95% боевых и многоцелевых вертолетов РФ оснащались силовыми установками, изготовленными в Запорожье.
В 2014 г. предприятие планировало произвести около 400 вертолетных двигателей для российских заказчиков, но военный конфликт помешал этим планам осуществиться. После указа президента Украины Петра Порошенко о запрете поставок продукции военного назначения для предприятий Минобороны РФ, сотрудничество “Мотор Сичи” с россий-скими партнерами сохранилось только в рамках оснащения вертолетов гражданского назначения и боевых вертолетов, которые Россия производит на экспорт. Кроме того, “Мотор Сич” полностью прекратила поставки для российской ком-пании “Тактическое ракетное вооружение” малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет.
В качестве хоть какой-то компенсации в октябре предприятие получило заказ от Национальной гвардии и Министерства обороны Украины на поставку в 2014-2015 гг. 13 модернизированных вертолетов Ми-8МСБ.
ПАО «Лугансктепловоз». Экспорт за І полугодие – $222,48 млн. Отрасль – машиностроение. Владелец – “Трансмашхолдинг” (РФ).
Основную часть производимых магистральных и маневровых тепловозов, дизель-поездов и электропоездов постоянного и переменного тока “Лугансктепловоз” отправляет в Российскую Федерацию. В 2014 г. предприятие планировало поставить российским заказчикам 332 тепловозные секции. Однако в течение августа и сентября из-за повреждений по-страдавшей от обстрелов электростанции завод частично приостановил работу.
За время вынужденного простоя план отгрузки тепловозов был нарушен, в локомотивные депо РЖД не получили около 50 секций. График отгрузок пришлось скорректировать, но уже в ноябре-декабре завод вышел на плановые объемы экспорта. По словам генерального директора предприятия Петра Карпова, на 4 декабря план реализации был полностью выполнен.
В 2015 г. “Лугансктепловоз” собирается поставить около 300 тепловозных секций для “Российских железных дорог”. Но в каком статусе и под каким флагом будет работать завод – неизвестно. По данным народного депутата, ру-ководителя группы “Информационное сопротивление” Дмитрия Тымчука, руководство “ЛНР” отдало приказ о вывозе производственных мощностей предприятия в Россию. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)