Машиностроение Украины и мира

Украина: машиностроительные предприятия в ТОП-25 экспортеров за I полугодие 2014 года – рэнкинг Forbes

На 25 компаний пришлось 41% украинского экспорта. За первое полугодие экспорт товаров из Украины составил $28,62 млрд. Более 40% этого объема генерировали 25 украинских компаний.

Основная экспортная категория Украины – черные металлы, которых за первое полугодие было вывезено на $7,3 млрд. Поэтому неудивительно, что в первой пятерке украинских экспортеров четверо торгуют металлопродукцией. Крупнейший экспортер Украины – металлургический гигант “АрселорМиттал Кривой Рог” Лакшми Миттала.

Вторая и третья по емкости экспортные группы товаров – зерно и жиры растительного и животного происхождения, которых было экспортировано в первом полугодии на $2,96 млрд. и $2,06 млрд. соответственно. В ТОП-5 крупнейших экспортеров вошла одна аграрная компания “Кернел-Трейд” Андрея Веревского.

В структуре украинского экспорта в 2014 г. произошли существенные изменения. По словам заместителя министра экономического развития и торговли Украины Валерия Пятницкого, сокращение поставок в РФ сопровождалось адекватным наращиванием экспорта в другие страны, в первую очередь в ЕС, за счет автономных преференций. “Это позволило сохранить объемы экспорта в целом, а по отдельным отраслям – даже нарастить его”, – констатирует он. Экспорт в Европейский союз за I полугодие вырос на $1,3 млрд. (рост 14,9%), в Россию – снизился на $2,5 млрд. (падение на 23,3%). Удельный вес европейского направления составляет 33,1% от общего объема экспорта, других стран – 66,9%.

Самое существенное падение экспортных поставок – в машиностроении. Продукция отрасли была ориентирована на российский рынок, и компенсировать потерю этого направления переориентацией на другие внешние рынки оперативно не получится.

“Нарушена система кооперации, поскольку украинский товар – лишь часть большого продукта. У нас очень серьезный провал – минус $730 млн. за 5 месяцев ($4,260 млрд. в 2013 г. против $3,530 млрд.). Львиная доля падения – это РФ, куда экспорт снизился на $515 млн.”, – подчеркивает Пятницкий. В ЕС поставки этой категории продукции выросли на $137 млн.

Forbes представляет ТОП-25 экспортеров среди отечественных компаний по итогам 6 месяцев. В рейтинг входят ряд компаний, которые из-за обострения обстановки на Донбассе или, как в случае с “Крымским титаном”, перерегистрации в РФ (Крым), во втором полугодии потеряют свои позиции.

Компания Отрасль $ млн.
1 “АрселорМиттал Кривой Рог” металлургия 1425,48
2 ММК им. Ильича металлургия 1066,18
3 “Кернел-Трейд” АПК 880,78
4 ИСД металлургия 843,56
5 “Азовсталь” металлургия 751,53
6 “Запорожсталь” металлургия 746,42
7 Алчевский металлургический комбинат металлургия 622,80
8 Полтавский ГОК металлургия 602,51
9 Енакиевский металлургический завод металлургия 554,41
10 “Каргилл” АПК 458,14
11 «Мотор Сич» машиностроение 389,16
12 “Укрнафта” нефтегаз 388,21
13 “Донецксталь” металлургия 339,11
14 Южный ГОК металлургия 330,03
15 “Нибулон” АПК 307,97
16 “Креатив” АПК 281,98
17 Одесский припортовый завод химия 260,47
18 Северный ГОК металлургия 225,98
19 «Лугансктепловоз» машиностроение 222,48
20 “Райз” АПК 220,84
21 Центральный ГОК металлургия 200,34
22 Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины АПК 188,78
23 Евраз-ДМЗ им.Петровского металлургия 173,95
24 “Крымский титан” химия 173,40
25 “ДТЭК Трейдинг” энергетика 165,03

ПАО «Мотор Сич». Экспорт за І полугодие – $389,16 млн. Отрасль – машиностроение. Владелец – Вячеслав Богуслаев.

Запорожская “Мотор Сич” поставляет около 70% своей продукции на предприятия российского ВПК. Авиационные, и особенно вертолетные двигатели представляют исключительный интерес для российской авиапромышленности – 95% боевых и многоцелевых вертолетов РФ оснащались силовыми установками, изготовленными в Запорожье.

В 2014 г. предприятие планировало произвести около 400 вертолетных двигателей для российских заказчиков, но военный конфликт помешал этим планам осуществиться. После указа президента Украины Петра Порошенко о запрете поставок продукции военного назначения для предприятий Минобороны РФ, сотрудничество “Мотор Сичи” с россий-скими партнерами сохранилось только в рамках оснащения вертолетов гражданского назначения и боевых вертолетов, которые Россия производит на экспорт. Кроме того, “Мотор Сич” полностью прекратила поставки для российской ком-пании “Тактическое ракетное вооружение” малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет.

В качестве хоть какой-то компенсации в октябре предприятие получило заказ от Национальной гвардии и Министерства обороны Украины на поставку в 2014-2015 гг. 13 модернизированных вертолетов Ми-8МСБ.

ПАО «Лугансктепловоз». Экспорт за І полугодие – $222,48 млн. Отрасль – машиностроение. Владелец – “Трансмашхолдинг” (РФ).

Основную часть производимых магистральных и маневровых тепловозов, дизель-поездов и электропоездов постоянного и переменного тока “Лугансктепловоз” отправляет в Российскую Федерацию. В 2014 г. предприятие планировало поставить российским заказчикам 332 тепловозные секции. Однако в течение августа и сентября из-за повреждений по-страдавшей от обстрелов электростанции завод частично приостановил работу.

За время вынужденного простоя план отгрузки тепловозов был нарушен, в локомотивные депо РЖД не получили около 50 секций. График отгрузок пришлось скорректировать, но уже в ноябре-декабре завод вышел на плановые объемы экспорта. По словам генерального директора предприятия Петра Карпова, на 4 декабря план реализации был полностью выполнен.

В 2015 г. “Лугансктепловоз” собирается поставить около 300 тепловозных секций для “Российских железных дорог”. Но в каком статусе и под каким флагом будет работать завод – неизвестно. По данным народного депутата, ру-ководителя группы “Информационное сопротивление” Дмитрия Тымчука, руководство “ЛНР” отдало приказ о вывозе производственных мощностей предприятия в Россию. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)

 

Exit mobile version