В Нижнем Новгороде идет выполнение конструкторской разработки, цель которой – создание серийного производства грузопассажирских экранопланов. В течение 2015 г. планируется произвести двухместный прототип, который будет выполнять роль витрины для заказчиков больших типоразмеров. Компания-оператор проекта, RDC Aqualines (ООО “ОКБЭ Эрдиси Аквалайнс”), планирует сборку в ООО “НПО “Аэротехнологии” (предприятие при авиастроительном заводе “Сокол”).
“Результатом наших разработок стала линейка проектов экранопланов от 2 до 400 пассажиро-мест, спроектированных с учетом требований серийного производства на базе существующих в России авиастроительных предприятий. Это очень важно, поскольку разрабатываемые сейчас экранопланы – как российские, так и зарубежные – являются по сути штучными изделиями, не имеющими теоретического проектного обоснования. Этим объясняются постоянные катастрофы опытных образцов. К тому же они не предполагают возможности их массового производства и реальной эксплуатации”, – говорит Павел Царапкин, гендиректор и владелец RDC Aqualines.
По его словам, технологии, применяемые в новых машинах, разрабатывались главным конструктором RDC Aqualines Эдуардом Васильевым еще в 1970-1980-е годы. Машины разработаны с учетом применения массовых двигателей – автомобильных (на речных экранопланах от 2 до 20 мест) и вертолетных (на морских 50-60 мест), а также винтов вертолетного типа, что позволяет ускорить время старта и разгона.
RDC Aqualines фактически входит в нижегородский холдинг RDC Company. Павел Царапкин говорит, что до сих пор Aqualines вкладывала собственные средства в проект, но теперь в качестве источников финансирования рассматривается программа Минпромторга (в рамках сотрудничества с НГТУ) на этапе НИОКР и привлечение инвесторов на этапе серийного производства.
“Можно сказать, что наша работа – продолжение дела начатого Ростиславом Алексеевым, который построил самый большой экраноплан в мире – “Каспийский монстр”, – говорит Алексей Ермолаев, директор бизнес-инкубатора НГТУ (RDC является резидентом этого инкубатора). – Для сотрудничества с RDC мы подключили инженеров, работавших в его команде. Наше участие в проекте предполагает инженерное моделирование в аэротрубах НГТУ, проведение испытаний модели в открытых и закрытых бассейнах зимой и летом, испытание материалов аппарата на прочность. Могу предположить, что опытный образец будет готов во второй половине 2015 г., в худшем случае к концу года”.
Коммерческий директор “Аэротехнологий” Александр Зайцев подтвердил, что предприятие примет участие в проекте. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)