Машиностроение Украины и мира

Россия: нижегородские конструкторы разработали проект судна для Антарктики

Нижегородские конструкторы разработали проект судна для изучения рыбных ресурсов Антарктики. Об этом рассказали в нижегородском конструкторском бюро по проектированию судов “Вымпел”.

“Это судно для научно-исследовательских институтов рыбной промышленности, которые занимаются мониторингом окружающей среды и считают квоты добычи рыбы, – рассказал главный конструктор проектов Владимир Волков. – Все организации, которые занимаются добычей рыбы получают определенные квоты на лов. Научно-исследовательские суда оценивают запасы рыбы, чтобы посчитать и спрогнозировать объемы вылова рыбы в будущем. В общем, это судно для изучения рыбных ресурсов России и мирового океана”.

На судне предусмотрены такие научно-исследовательские помещения как операционный центр, ихтиологический и океанологический блоки, лаборатория подводных видеосистем, гидробиологическая и гидрохимическая лаборатории.

Из-за большого количества исследовательского оборудования стоимость строительства судна составляет несколько миллиардов рублей. Впрочем, дальше проекта дело пока не зашло. Судно был разработано по заказу федеральных властей, но, несмотря на положительные отзывы ученых и профильной комиссии, так и не было построено.

“Официальная комиссия Минпромторга заявила, что проект хороший, судно надо строить на судостроительных заводах России, – рассказал Волков. – Но четыре года прошло, а воз и ныне там. Но дальнейшая судьба проектирования и строительства от “Вымпела” не зависит. Она зависит от государства. Частные компании такого позволить себе не могут – такие суда всего существуют с поддержкой властей. Все-таки они занимаются наукой, а она денег не приносит”. Судно действительно стоит крайне дорого – из-за большого количества оборудования для научно-исследовательских целей. Несколько лет назад строительство прототипа обошлось бы около 3 млрд. руб. В текущих экономических условиях его стоимость увеличилась бы значительно.

Впрочем, разработчики уверяют, что оно того стоит. Дело в том, что все корабли, которые выполняют такие исследования, физически устареют в 2016 г. и просто не смогут выполнять необходимую работу. Специалисты опасаются, что от многих исследований и расчетов квот рыбодобычи России придется отказаться.

“Организации, которые занимаются изучением рыбных ресурсов, выкручиваются так: покупают старые корабли и донасыщают их каким-то оборудованием, – говорит Волков. – Но это неправильно. Вся Европа (и впереди всех Норвегия) конкретно строят научно-исследовательские суда, понимая, что это продвижение рыбодобывающей промышленности. Ученые уже говорят, что брать старые корабли для научных целей нецелесообразно. В итоге это просто приведет к отставанию страны в рыбной промышленности – нас обгонят Норвегия, Китай. Если еще в 2011 г. говорили, что в 2016 г. кораблей уже не будет, то 2016 г. – это завтра, а ничего не построено за этот период. Отсутствие современных научно-исследовательских судов – это крах. Но проект так и лежит на полках”.

По словам заместителя генерального директора бюро по маркетингу Рустама Бегишева, научно-исследовательское судно для разведки рыбных ресурсов – не единственный проект по освоению арктической зоны, выполненный компанией. “Все дизель-электрические ледоколы, которые сейчас строятся в стране, строятся по нашим проектам и с нашим участием, – подчеркнул он. – Мы занимаемся также судами ледового класса и средствами для освоения континентального шельфа. Заказанные государством проекты ряда арктических судов различного назначения уже готовы, но строительство пока не начато”.

По его словам, проекты судов, связанные с освоением шельфа, нефтедобычей и нефтеразведкой имеют гораздо больше шансов на реализацию: “Сейчас развивается порт Сабетта на Севере,в том районе очень большая нефте- и газодобыча, большие объемы транспортировки. Это перспективно и подкреплено деньгами. Рыбацкое же дело пока деньгами в достаточной степени не обеспечено. Но если возникнет необходимость, то большая часть дороги уже пройдена – проект есть, начинайте строить”. (shipbuilding.ru/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version