Машиностроение Украины и мира

Украина: комитет кредиторов ПАО «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ) инициировал введение процедуры санации предприятия

Комитет кредиторов ПАО “Черноморский судостроительный завод” инициировал введение процедуры санации предприятия. Решение об этом может принять уже в середине марта Хозяйственный суд Николаевской области. Управляющим санацией одного из крупнейших отечественных предприятий по выпуску судов кредиторы предложили назначить Александра Остапенко, который с июля 2014 г. является гендиректором ЧСЗ. После чего ему предстоит заняться подготовкой плана санации завода, долги которого перевалили за 1 млрд. грн.

Банкротство ЧСЗ стартовало в феврале прошлого года с подачи Балаклавского рудоуправления. И должник, и инициирующий кредитор входят в орбиту компании “Смарт-холдинг” Вадима Новинского (последнее предприятие, находящееся в аннексированном Россией Севастополе, в декабре прошлого года перерегистрировалось по российским законам). Ранее аналогичные процессы несколько раз инициировали другие, не чуждые собственнику ЧСЗ кредиторы, что было для него весьма выгодным. Ведь такая тактика позволяла должнику замораживать обслуживание долгов – сначала он не платил тем, кому задолжал до введения моратория, а со стартом нового процесса в данный список попадали новые кредиторы. В этот раз распоряжение имуществом надолго затянуть не получилось из-за нововведений в законодательстве о банкротстве, ограничивших эту процедуру сроком не более полугода (в случае с ЧСЗ она затянулась из-за подачи апелляций и кассаций несколькими кредиторами во главе с “Нибулоном” Алексея Вадатурского). В результате завод оказался в подвешенном состоянии с августа прошлого года, когда был утвержден реестр требований кредиторов на 1 млрд. грн.

В реестр вошло около трех десятков компаний и государственных структур. Среди них, например, Пенсионный фонд и Государственная фискальная служба, которым ЧСЗ задолжал в совокупности более 100 млн. грн., а также принадлежащая ФГИУ компания “Николаевоблэнерго” с требованиями в 16 млн. грн. Одним из крупнейших кредиторов стала также компания из Санкт-Петербурга “Конкорд менеджмент и консалтинг”. Она входит в холдинг “Конкорд” питерского ресторатора Евгения Пригожина, которого российские СМИ называют “личным поваром” В. Путина. Компании, оформленной на мать Пригожина, судостроительный завод умудрился задолжать 146 млн. грн. по контракту на строительство плавучего двухпалубного ресторана. Контракт был заключен в декабре 2012 г., а через несколько месяцев заказчик отказался от его исполнения, потребовав возврата предоплаты в $1 млн. А пока ЧСЗ пытался уговорить клиента передумать, компания Пригожина насчитала ему астрономический штраф в $14,8 млн. (из расчета 10% от суммы перечисленных денежных средств за каждый день просрочки). И в феврале прошлого года добилась решения о взыскании этих средств в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В том, что Новинский эти деньги Пригожину возвращать не собирается, можно не сомневаться, даже несмотря на близость собственника группы “Конкорд” к президенту РФ и питерские корни владельца “Смарт-холдинга”, который родился и начинал бизнес в Санкт-Петербурге. Принявший украинское гражданство в 2012 г. “православный олигарх” Новинский в России уже не воспринимается как “свой”, подтверждением чего можно считать разгоревшийся недавно конфликт его Балаклавского рудоуправления с еще одним другом Путина – лидером байкерского клуба “Ночные волки” Александром Залдостановым по прозвищу “Хирург”. Стороны не могут поделить земельный участок площадью более 250 га в Балаклавском районе Крыма. И очень показательным стало недавнее заявление “Хирурга” о том, что эта земля “и по закону, и по справедливости не может принадлежать киевскому олигарху”.

Используя уже обкатанные ранее на николаевском заводе “Океан” схемы, не чуждые Новинскому компании в ходе банкротства заявили к ЧСЗ требования на более чем 600 млн. грн. (наибольшие из них – 291 млн. и 219 млн. грн. – пришлись на ООО “Селект” и “Консалтинг-Гамма”) и получили контроль над комитетом его кредиторов. Дальше можно ожидать кардинального развития событий вплоть до решения передать имущественный комплекс ЧСЗ новому юрлицу, чистому от долгов. Этому не помешает ни то, что предприятие формально остается подрядчиком Министерства обороны Украины на строительство серии из 10 кораблей класса “корвет” (после аннексии Крыма Россией этот проект потерял актуальность и уже не финансируется государством), ни то, что его основные активы находятся в залоге. Ведь их держателем является входящий в орбиту Новинского “Юнекс Банк”, и он наверняка не будет против схемы вывода активов, которую можно будет реализовать в ходе санации. Благо преемник у ЧСЗ уже есть. Еще в конце 2013 г. в Николаеве по одному адресу с ПАО “Черноморский судостроительный завод” было зарегистрировано одноименное ООО, оформленное на кипрскую компанию Bervelina Holdings, близкую к Новинскому. И если задуманное им будет реализовано до конца, ПАО “ЧСЗ” станет “пустышкой”, которую можно будет благополучно ликвидировать, списав долги “лишним” кредиторам во главе с компанией “повара” Путина. (Деловая столица/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version