Скорость – это главный козырь двухколесного транспортного средства, который физически не может сравниться с автомобилем по комфорту и грузоподъемности.
Если скорость настолько важна, как можно доказать преимущество продукта перед конкурентами? Конечно же, в гонках. Принцип Win on Sunday, sell on Monday безотказно срабатывал в продажах мотоциклов многие десятилетия, пока в 1950-х годах к нему не подтянулся кинематограф и другие способы продвижения двухколесных на рынке.
Первый серийный мотоцикл Hildebrand & Wolfmüller, выпущенный в 1894 г., разгонялся до 45 км/ч. Старт в 1904 г. популярных дорожных гонок Isle of Man TT (Великобритания) быстро поднял планку максимальной скорости до 80 км/ч. В 1925 г. серийный Brough Superior SS100 преодолел отметку 180 км/ч. В отличие от гоночных болидов и специальных прототипов, созданных для установки рекордов скорости, серийные байки тестировались в частном порядке, преимущественно мотоизданиями. Тем ближе их данные к реальности, ведь они фиксировались в обычных дорожных условиях простыми, пускай даже очень опытными, райдерами.
В конце 1990-х годов максимальная скорость серийного мотоцикла вплотную приблизилась к отметке 300 км/ч. Журналисты издания Sport Rider разогнались на Honda CBR1100XX Super Blackbird до 287 км/ч. Рекорд был побит в 1999 г. компанией Suzuki, выпустившей спорт-турист GSX1300R Hayabusa. Его максимальная скорость, зафиксированная экспертами мотожурнала Cycle World – 312 км/ч.
Эта невероятная цифра спровоцировала серьезное брожение в мотосреде. С одной стороны, пошли разговоры о том, что правительство ЕС может запретить импорт подобных гиперспортивных мотоциклов в Европу. С другой – Kawasaki заявили о намерениях поставить конкурента на место: новая модель Ninja ZX-12R собиралась взять заветную планку в 320 км/ч.
Гонку скоростных вооружений, которая набирала угрожающий размах, прекратило джентльменское соглашение, подписанное японскими и основными европейскими мотопроизводителями. Согласно документу, с 2001 мод. г. на все серийные мотоциклы распространялось электронное ограничение скорости в 186 миль/ч (не больше 300 км/ч). Легендарная Hayabusa просуществовала в “полносильном” варианте только два сезона. Уже с 2001 г. мотоцикл мог разогнаться максимум до 299 км/ч.
Данное соглашение стало скорее троеточием, чем жирной точкой. Во-первых, устанавливаемые на мощных спортбайках и спорт-туристах ограничители скорости можно легко демонтировать. Во-вторых, на данный момент ряд производителей уже нарушили соглашение, и за этим не последовало никаких санкций. Покупателей все так же манит заветная и пока недостижимая планка в 200 миль/ч.
Итак, 10 самых быстрых байков в истории мотопрома.
Kawasaki Z1. Годы выпуска: 1972-1975. Максимальная скорость: 210 км/ч.
Наравне с Honda CB750 1969 г., этот мотоцикл открыл новую эру японских мотоциклов: высокотехнологичных, надежных и очень быстрых. Kawasaki использовали ту же схему, что и их конкуренты из Honda: стальная дуплексная рама, 4-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения, передние дисковые тормоза. В отличие от CB750, здесь установлен 903-кубовый мотор, развивающий 81 л. с. при 8500 об/мин.
Z1 – последний из рекордсменов нашего списка, совершенно лишенный ветрозащиты. Чтобы разогнаться до максимальных 210 км/ч, райдеру приходилось очень крепко держаться за руль.
Ducati 900SS. Годы выпуска: 1975-1982. Максимальная скорость: 217 км/ч.
Как и большинство мотоциклов Ducati, эта модель появилась на свет благодаря мотогонкам. В начале 1970-х годов главный инженер фирмы Фабио Тальони разработал 90-градусный V-твин с десмодромным приводом клапанов. Мотор явно удался: в 1972 г. британский спортсмен Пол Смарт выиграл престижную гонку Imоla 200, управляя новым прототипом Ducati 750 Racer. Отныне “десмодромная вэшка” стала символом итальянской марки, завоевывая гоночные кубки и сердца простых любителей мотоциклов.
Модель 900SS – это эволюция того легендарного прототипа. Мотоцикл оснащен 864-кубовым мотором, который выдает 79 л. с. У него лучшие на тот момент комплектующие, типично спортивная посадка и обтекатель, позволяющий разогнаться до 217 км/ч.
Honda VF1000R. Годы выпуска: 1984-1988. Максимальная скорость: 240 км/ч.
Высокооборотистый 4-цилиндровый рядный мотор жидкостного охлаждения – почти обязательный ингредиент экстремально быстрого мотоцикла. Спасибо японским мотогигантам, которые довели эту конструкцию до совершенства. В середине 1980-х годов Honda также успешно экспериментировала с двигателем V4, который позволил ей попасть в список самых быстрых мотоциклов своего времени.
VF1000R – типичный спорбтайк середины 1980-х годов: массивный, грубоватый на вид, с длинной по современным спортивным меркам колесной базой. Его главная фишка – литровая 4-цилиндровая вэшка, развивающая рекордные на то время 122 л. с. В 1984 г. Honda VF1000R официально стал быстрейшим серийным мотоциклом мира с показателем 240 км/ч.
Kawasaki Ninja ZX-11. Годы выпуска: 1990-2001. Максимальная скорость: 282 км/ч.
В 1990-х годов к извечному спору, кто тут самый быстрый, подключились спорт-туристы. В отличие от спортбайков, где необходимо держать баланс между мощностью, умеренным весом и управляемостью, в данном классе можно махнуть рукой на все, кроме количества “лошадей”.
Яркий пример такого подхода – Ninja ZX-11. Оснащенный 1052-кубовым 145-сильным мотором, этот тяжелый спорт-турист в 1990-1995 гг. удерживал звание самого быстрого серийного мотоцикла. Конкуренты шесть лет бились лбами о его заоблачные 282 км/ч, но ничего не могли с этим поделать. Примечательно, что короля сместил с трона также спорт-турист.
Honda CBR1100XX Super Blackbird. Годы выпуска: 1997-2007. Максимальная скорость: 287 км/ч.
Погоня японских мотогигантов за скоростью превратилась в настоящую манию. Проект CBR1100XX Super Blackbird разрабатывался исключительно как способ “сделать” Kawasaki. Причем, достаточно было разрыва в 5 км/ч, чтобы покупатели массово ринулись в салоны Honda за новым королем скорости.
Свое имя (blackbird с англ. “черный дрозд”) этот спорт-турист получил в честь истребителя Lockheed SR-71 Blackbird, установившего в 1976 г. рекорд скорости в воздухе. Мотоцикл получил массивный 1137-кубовый рядник, развивающий 167 л. с. Безусловно, это отличный байк для быстрого шоссейного туризма – с хорошей ветрозащитой, комфортной посадкой и объемным баком. Но успех ему принесли именно те заветные 287 км/ч, которыми он сразил конкурента.
Suzuki GSX1300R Hayabusa. Годы выпуска: 1999-2000. Максимальная скорость: 312 км/ч.
Hayabusa – одно из самых громких имен в мировой мотопромышленности, знакомое даже совсем далеким от мира двухколесных людям. Этот спорт-турист также создавался с четкой целью опередить конкурента. Даже имя новинке Suzuki подобрали с прицелом на Honda Super Blackbird: Hayabusa по-японски означает “сокол”.
Рекорд Honda был ожидаемо побит этим лучшим по всем статьям спорт-туристом. У него 173-сильный рядный двигатель объемом 1299 куб. см, “заточенный” под высокую скорость обвес, чрезвычайно мощные передние тормоза с 6-поршневыми суппортами. Hayabusa выпускается и по сей день, но, согласно джентльменскому соглашению, все модели с 2001 г. выпуска разгоняются максимум до 299 км/ч.
MV Agusta F4 312. Годы выпуска: 2007-2010. Максимальная скорость: 311 км/ч.
Первый нарушитель джентльменского соглашения. Модель была выпущена в конце 2007 г., цифры в названии – это заявленная производителем максимальная скорость. Эксперты издания Motociclismo почти подтвердили ее, разогнав байк до 311 км/ч. “MV Agusta – итальянский мотоцикл, а итальянцы следуют правилу делать мотоциклы настолько быстрыми, насколько это возможно”, – так охарактеризовал ситуацию мотожурналист британского Telegraph Роланд Браун.
По всем характеристикам – 1078-кубовый рядный двигатель, 188 л. с., 192 кг сухого веса – MV Agusta F4 312 является выдающимся спортбайком, но не единственным в своем роде. Конкуренты от Kawasaki и Yamaha мало чем ему уступают, однако в сознании покупателя именно “итальянец” – тот самый байк, который едет быстрее других.
BMW S1000RR. Годы выпуска: с 2009. Максимальная скорость: 303 км/ч.
Максимальная скорость этого спортбайка, зафиксированная в июле 2010 г., игра на грани фола. Можно сказать, что баварцы ничего и не нарушали, а 303 км/ч “максималки” – это те самые утвержденные в джентльменском соглашении 186 миль/ч. Перевод величин всегда подразумевает некую погрешность.
Тем не менее, BMW явно хотели, чтобы их первый настоящий спортивный мотоцикл заметили. 190 л. с., снимаемых с литровой рядной четверки, они дополнили хулиганской максимальной скоростью, а также хорошими результатами в мировом чемпионате World SBK. Это соревнования доработанных серийных мотоциклов, и третье место в сезоне-2012 – лучшая реклама для S1000RR.
Ducati 1199 Panigale R. Годы выпуска: с 2013. Максимальная скорость: 325 км/ч.
Самый последний нарушитель скоростного режима. 1199 Panigale R – специальная трековая версия обычного 1199 Panigale, выпускаемая ограниченным тиражом, минимально необходимым для соответствия регламенту чемпионата World SBK. Это серийная модель с поворотниками, стопами и держателем номера. На ней можно ездить в магазин за хлебом, но “заточена” она на большие победы в мотогонках, которых у Ducati не было с 2011 г.
Итальянцы использовали хитрый прием: при достижении 299 км/ч электронный спидометр мотоцикла сбивается и перестает фиксировать скорость. При этом мотоцикл продолжает разгоняться, а “дури” у него хватает: 192 л. с. на 190 кг снаряженного веса. Американское издание Road & Track утверждает, что разогнало Panigale R до 325 км/ч. Цифра, конечно, впечатляющая, но для гонок класса World SBK такая скорость – нормальное явление. (forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)