Новые гривневые цены на автомобили изменили спрос. И не только в том смысле, что он упал. Одни модели стали покупать лучше (относительно), другие – хуже. Как сместились покупательские симпатии, и когда рынок адаптируется к новым ценам, рассказали ведущие операторы рынка.
Мнения о том, в каком направлении сместился спрос – в сторону дорогих или в сторону доступных моделей, разделились. Но, только на первый взгляд. Ведь у одной марки доступные модели могут стоить дороже, чем флагманы модельного ряда у другой.
В частности, директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик, сообщил, что спрос смещается в сторону более дорогих автомобилей. Динамика продаж в лоу-кост сегменте хуже, чем в среднем ценовом и премиальном сегментах. Например, в Geely ситуация с динамикой спроса лучше в модельной линейке GC и Emgrand. Эта тенденция зафиксирована и в росте средней цены продаваемого нового автомобиля. Кроме того, традиционно, в общем объеме продаж растет доля кроссоверов. При этом сейчас, сказал Боровик, активность спроса находится в рамках классической сезонности. То есть – примерно в два раза ниже декабря.
В то же время, как сообщили в компании “Дженерал-Авто Груп” (Chevrolet, Opel), по автомобилям Chevrolet и Opel спрос незначительно сместился в сторону более доступных моделей, но большого перекоса нет. А сам спрос находится на достаточно низком уровне.
Очень низкая активность спроса и у клиентов Mercedes-Benz. Не смотря на то, что это люди обеспеченные, спрос смещается в сторону моделей, на которые распространяются выгодные ценовые предложения. В первую очередь клиенты рассматривают их. Cлабый спрос и в компании “Гранд-Автомотив” (Jeep). Как сообщили здесь, он, естественно, снизился из-за повышения цен. Достаточно активны лишь покупатели, которые хотят приобрести или поменять автомобиль и имеют валюту на руках. А таких становится все меньше и меньше.
По марке Maserati в “Гранд-Автомотив” спрос со стороны клиентов остался на прежнем уровне. Имея сбережения в валюте, потенциальные клиенты стали больше интересоваться автомобилями в наличии на складе.
Клиенты марки Renault, как сообщила глава правления “Рено Украина” Яна Миненко, становятся более рациональными в выборе. Взвешивают “за” и “против” прежде, чем сделать покупку. Многие из них имеют накопления в валюте и перед приобретением авто меняют ее на гривни, что минимизирует влияние возросших цен. Также есть клиенты, которые рассматривают покупку авто, как возможность инвестировать гривну, которая стремительно обесценивается. В 2014 г. рынок сместился в сторону дизельных двигателей, как более экономичных, в сторону сегмента SUV, а также в сторону небольших авто. С другой стороны, наблюдается и поляризация рынка, когда покупают или самые доступные авто или достаточно дорогие, а продажи в сегменте со средними ценами падают.
Что касается активности спроса, он, по словам Я. Миненко, сегодня значительно ниже, чем в январе прошлого года. В ООО “Еврокар” не наблюдают смещения спроса, вызванного ростом гривневого эквивалента цен. Как сообщила генеральный директор “Еврокара” Марина Яковлева, потребители продолжают отдавать предпочтение бестселлерам модельного ряда Skoda – Octavia и Rapid. По итогам 2014 г. эти модели занимают 71% в структуре продаж автомобилей марки Skoda в Украине. Но активность спроса крайне низкая.
В ПИИ “Тойота Украина” также подтвердили, что спрос на автомобили в январе был настолько низкий, что в этом месяце был зафиксирован исторический минимум.
Как сообщил генеральный директор “Пежо Ситроен Украина” Лоик Сибрак, в январе активность спроса на автомобили была несколько ниже ожидаемого уровня и уровня продаж в январе 2014 г. Частично такая ситуация объясняется отложенным спросом. Можно выделить такие основные тренды, возникшие в результате существенного роста гривневых цен: переход покупателей на более бюджетные автомобили классом ниже; уменьшение “среднего класса” в структуре продаж; предпочтения покупателей сместились в пользу кроссоверов в ущерб моделям D-класса; наблюдается рост доли автомобилей премиальных брэндов.
Следует учесть, что многие премиальные брэнды продолжают распродавать склад, предлагая довольно существенные скидки для стимулирования спроса. Поскольку покупательная способность клиентов премиальных автомобильных брэндов остается относительно высокой, скидки и распродажи имеют действенный эффект и обеспечивают премиальным брэндам высокую долю на рынке.
Когда произойдет адаптация рынка к новым гривневым ценам? А самое главное – возможна ли она в принципе? На эти непростые вопросы, у операторов рынка нет одинаковых и однозначных ответов.
В частности, Сергей Боровик сообщил, что сегодня купить новый автомобиль может себе позволить всего около 0,2% населения Украины. У этого покупателя стабильный высокий доход, во многих случаях зафиксированный в валюте. Такие покупатели смотрят не на гривневую цену, а на долларовый эквивалент. Кстати, отметил Боровик, большинство цен на авто в долларах ниже, чем были год назад.
По мнению Боровика, вопрос адаптации не стоит на повестке дня. Наши проблемы в плоскости катастрофической экономической ситуации, а не в “привыкании” к новым ценам.
В “Дженерал-Авто Груп” считают, что по опыту предыдущих лет, адаптация к новым ценам может занять несколько месяцев. В “Гранд-Автомотив” говорят “Не ранее чем через пару месяцев”. В компании “Авто Капитал” сообщили, что в первую очередь, необходимо дождаться стабилизации курса гривни. Только после этого возможно говорить о психологической адаптации покупателя.
По мнению Яны Миненко, не все так однозначно. В конечном итоге, все будет зависеть от стабилизации ситуации в стране. Как политической, так и экономической, а также – от позиции национальной валюты.
Марина Яковлева считает, что рынку потребуется не менее 2 месяцев, чтобы адаптироваться к новой реальности с курсом. И конечно, отложенный спрос продолжит формироваться, что дает перспективу восстановления рынка, как только стабилизируется ситуация в стране.
А в “Тойота Украина” прогнозируют, что если предположить, что не будет дальнейшей девальвации национальной валюты, на восстановление рынка потребуется 1,5-2 года. По мнению Сибрака, в первую очередь, покупатели автомобилей ждут стабилизации курса национальной валюты, которая позволит им спланировать покупку. А заметное оживление спроса можно ожидать приблизительно через два месяца после стабилизации курса – период, за который клиенты успеют адаптироваться к новым ценам.
Прогнозы импортеров однозначные: восстановление рынка и психологическая адаптация к новым ценам не произойдут завтра. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)